Из-за дефицита кадров работодатели Урала пересмотрели отношение к найму инвалидов

С осени прошлого года в России начали действовать новые нормы квотирования рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Готовы ли работодатели региона увеличить прием особых сотрудников, выяснял корреспондент "РГ".

Из-за дефицита кадров работодатели Урала пересмотрели отношение к найму инвалидов
© Российская Газета

Согласно закону "О занятости населения в Свердловской области" от 31 мая 2024 года квота для предприятий региона, где трудятся от 36 до сотни человек, составляет два, а для более крупных компаний - три процента от среднесписочной численности работников. Квота считается выполненной, если работодатель не просто обнародовал вакансию в службе занятости, а закрепил отношения с соискателем трудовым договором. Однако, поскольку не везде условия труда подходят для инвалидов, работодатель вправе либо сам нанять особых сотрудников, либо заключить соглашение об их трудоустройстве с другой организацией. По данным департамента по труду и занятости населения Свердловской области, 149 работодателей региона выполняют квоты (в общей сложности на 426 рабочих мест) именно через такие соглашения.

Условия действительно жесткие: по Трудовому кодексу для инвалидов 1-й и 2-й групп предусмотрена сокращенная рабочая неделя (не более 35 часов) с сохранением полной оплаты труда. Продолжительность рабочего дня для каждого устанавливается в соответствии с медицинским заключением, а привлечение подобных сотрудников к сверхурочной работе в выходные и праздничные дни, а также в ночные смены возможно только с их письменного согласия. Тем не менее многие уральские предприятия заинтересованы в таких кадрах.

Например, компания "Медин-Урал" более 30 лет занимается производством медицинских изделий - имплантатов и инструментов для нейрохирургии, спинальной хирургии и офтальмологии. В штате около ста сотрудников, семеро из них - с особенностями здоровья. Мужчины в основном трудятся слесарями механосборочных работ: от их мастерства зависит качество медицинских изделий, многие операции выполняются под микроскопом и требуют высокой точности, отличных навыков работы с измерительными приборами. Скажем, Игорь Бон занимается доводкой и притиркой инструмента. Он пришел в компанию еще в 2006 году, и сегодня справляется с задачами любой сложности, имеет шестой разряд и высокую зарплату.

- Мы начали привлекать людей с ОВЗ еще в нулевых годах, чтобы закрыть кадровую брешь: работа очень ответственная, требует усидчивости и концентрации внимания, - рассказывает заместитель генерального директора Юрий Пинигин. - Страх работодателей понятен: гарантий, что новичок с ОВЗ вольется в коллектив и останется на длительное время, нет. Тут должны совпасть три фактора: настрой сотрудника, коллектива и руководителя, которому нужно быть готовым при необходимости идти на уступки, менять график, обстановку, ведь с особыми сотрудниками все очень индивидуально.

Законом предусмотрена компенсация затрат работодателей на оборудование специальных рабочих мест в сумме до 200 тысяч рублей

На Уральском заводе транспортного машиностроения квоту найма инвалидов уже несколько лет не просто выполняют, но даже перекрывают.

- Исходя из общей численности компании квота составляет 81 человек, а уже трудоустроены 135, в том числе 81 - с нарушениями слуха. Мы никому не отказываем, если у человека нужная нам специальность. При необходимости готовы дооборудовать рабочие места, сократить рабочее время, исключить вредные факторы, которые противопоказаны по медицинской карте, - поясняет директор по управлению персоналом Владимир Третьяков. - В основном инвалиды трудятся токарями, станочниками, наждачниками, обрубщиками, фрезеровщиками, формовщиками, полировщиками, слесарями. Женщины задействованы в уборке территории и служебных помещений.

В компании отметили, что адаптация сотрудников с ОВЗ занимает от нескольких месяцев до года. Кстати, на предприятии работает сурдопереводчик, который сопровождает таких работников в цехах на первичном этапе трудоустройства, а также помогает им в решении бытовых вопросов - в банках, больницах и т. д.

В компании "Арнест ЮниРусь", которая производит товары повседневного спроса и косметику, численность коллег с ОВЗ за год увеличилась на 15 процентов: сейчас в трехтысячном коллективе их 51. И это, судя по всему, не пустой звук: сотрудники с ОВЗ - не цифры в отчетах о выполнении обязательств работодателя.

- Я не ощущаю себя "закрытой квотой". Прошла путь от стажера до менеджера в отделе маркетинга, - рассказала "РГ" Елена Смородникова. - Раньше моя программа реабилитации не предполагала возможности трудиться, но мы исправили ситуацию: работаю удаленно и чувствую хорошую поддержку. Например, медицинский консультант внутри компании помогает сотрудникам решать вопросы, связанные со здоровьем.

Как рассказали в пресс-службе предприятия, стратегия создания равных возможностей трудоустройства вне зависимости от пола, возраста, национальности и состояния здоровья включает не только индивидуальную настройку оборудования под потребности каждого особенного специалиста, но и обучение кадровиков этичному рекрутменту. Для новых сотрудников с ОВЗ в компании разработана система адаптации. Она включает знакомство новичка с коллегами и партнерами, назначение наставника, подготовку материалов для первой встречи и введения в должность, помощь в выстраивании продуктивных рабочих отношений и организацию удобного рабочего места. Сотрудники, испытывающие трудности, на любом этапе могут обратиться за индивидуальной консультацией к членам команды "Разнообразие, равенство, инклюзия", которые курируют эти вопросы.

Конечно, столь благостная картина далеко не на каждом предприятии: по словам экспертов рынка труда, нежелание работодателей тратить средства и время на обустройство рабочих мест и длительную адаптацию инвалидов порой становится истинной причиной отказа в трудоустройстве.

И все же директор региональной общественной организации "Здоровые люди" Оксана Манасихина отмечает: за последний год часть уральских работодателей повернулась лицом к людям с ОВЗ. В основном их трудоустраивают на позиции, не требующие особой квалификации, однако на втором месте специальности, связанные с работой онлайн: консультанты, менеджеры банка, дизайнеры, тестировщики, программисты, а также экономисты, специалисты по тендерным процедурам, документообороту.

- Бизнес все чаще смотрит на наем работников с инвалидностью под другим углом. В среде кадровиков даже появился термин "челночная дипломатия": когда заинтересованный отдел кадров согласовывает в каждой инстанции, можно ли взять такого человека, удастся ли выполнить все требования, которые предъявляет отдел охраны труда, и так далее, - рассказывает эксперт. - В большей степени в таких сотрудниках заинтересованы представители крупного и среднего бизнеса: из-за острого дефицита кадров они готовы трудоустраивать соискателей с ОВЗ на удаленный или гибридный формат работы, обеспечивая их оборудованием.

Безусловно, это проще и дешевле, чем менять планировку цеха, строить лифты или пандусы. Такие примеры единичны - когда штат предприятия пополнили, например, сразу несколько инвалидов-колясочников. Хотя, отметим, законом предусмотрена компенсация затрат работодателей на оборудование специальных рабочих мест в сумме до 200 тысяч рублей. Есть и другие бонусы, в частности, субсидии на оплату труда особых работников в размере одного МРОТ выплачиваются в течение трех месяцев.