Растущий ИИ-рынок Азербайджана станет привлекательным для российских ИТ-компаний
Цифровой атташе торгового представительства России в Азербайджане Дмитрий Алексеев на встрече, организованной Московским экспортным центром, 20 мая сообщил, что в апреле 2025 г. президент Азербайджанской Республики утвердил "Стратегию искусственного интеллекта Азербайджанской Республики на 2025-2028 гг.": она включает подходы к управлению искусственным интеллектом (ИИ) и его регулированию, в ней определены приоритетные секторы - здравоохранение, транспорт, образование, а также вопросы внедрения международных стандартов ИИ и развития инфраструктуры.
По словам цифрового атташе, Стратегия искусственного интеллекта Азербайджана предусматривает интеграцию ИИ в цифровую отрасль экономики: общий объем рынка, как планируется, достигнет $50 млн к 2027 г. при среднегодовом росте до 25%.
Дмитрий Алексеев добавил, что в стратегии ИИ отдельно упоминается подготовка кадров - в Азербайджане может появиться академия искусственного интеллекта, а также страна планирует взаимодействовать с топ-10 вузами в области ИИ.
Кроме того, как рассказал цифровой атташе, Азербайджан нацелен перейти к цифровому правительству и отказу от бумажных носителей, перевести в цифровую среду текущие рабочие процессы - системные интеграторы в этой стране отмечают повышенный спрос на решения для хранения и обработки данных.
"Госсектор, как правило, предпочитает мультивендорные решения - работу с разными поставщиками. В таких случаях российские технологии нередко выступают в роли "второго контура" - дополнительного решения для сложных инфраструктурных проектов" - рассказал Дмитрий Алексеев.
По его словам, отношение к российским компаниям в Азербайджане можно охарактеризовать как прагматичное. "Российские компании остаются востребованными, и одно из их ключевых преимуществ - конкурентные цены. Зачастую за те же деньги российские компании предлагают больше возможностей, чем западные, и особенно турецкие конкуренты. Однако сохраняется определенная осторожность, связанная, в первую очередь, с санкционными рисками. Эти риски обычно закладываются в стоимость, что влияет на ценовую политику", - добавил он.
Цифровой атташе отметил, что если российское решение имеет те же характеристики, что и у других иностранных, то его цена должна быть ниже примерно на 20% для покрытия санкционных рисков заказчика из Азербайджана.
Чтобы успешно масштабироваться в Азербайджан, Дмитрий Алексеев рекомендует работать через местные системные интеграторы - цифровой атташе отметил, что имеет контакты с восемью интеграторами, что составляет большую часть рынка.
Среди ключевых интеграторов цифровой атташе назвал Azlntelecom, Kaspian Innovation Center, Sinam, R.I.S.K Company, BestComp Group и Ultra Technologies.
"Значительное влияние на восприятие продукта оказывает локальное присутствие. Оптимальные варианты - создать совместное предприятие или открыть официальное представительство. Это повышает доверие партнеров и упрощает выход на азербайджанский рынок", - заключил цифровой атташе.
На вопрос корреспондента ComNews, какие уже есть успешные примеры экспорта российских ИТ-решений в Азербайджан при содействии торгпредства и цифрового атташе в частности, Дмитрий Алексеев ответил, что не может поделиться такими данными, объяснив это тем, что цикл заключения договоров на поставки решений более долгий, чем срок его пребывания в стране, а также тем, что российские компании сами зачастую не хотят рассказывать об этом.
Ближнее или дальнее зарубежье привлекательнее
Институт цифровых атташе появился в России в 2021 г., а в 2022 г. служба цифровых атташе перешла от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) к Министерству промышленности и торговли РФ (Минпромторгу).
Минпромторг утвердил перечень из 35 стран, в которых работают цифровые атташе - среди них как страны ближнего зарубежья, в том числе страны СНГ, так и дальнего - страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.
До 2022 г. при более благоприятных условиях российские компании массово не масштабировались на рынок СНГ или, например, Турцию, Сербию, а после 2022 г. едва условия стали более подходящие.
На вопрос корреспондента ComNews, какое направление - ближнее или дальнее зарубежье - ведомство находит более привлекательным для масштабирования российских ИТ-решений в текущих условиях, пресс-служба Минпромторга не ответила.
Генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" Кирилл Семион считает, что у российских ИТ-компаний есть шансы добиться успеха как в ряде стран ближнего зарубежья, так и дальнего, в том числе в государствах, которые входят в БРИКС: "Местные заказчики ведь видят риски, которые реализовались в России после ухода западных вендоров и то, что в стране с ними успешно справились. Кроме того, российские решения - архитектурно более современные, так как разрабатывались исходя из актуальных трендов".
По мнению Кирилла Семиона, в перспективе пяти лет обширный ряд российских ИТ-компаний объединит усилия с местными игроками, чтобы создавать ИТ-продукты, предназначенные для реализации в этих странах.
Кирилл Семион также считает, что значительных ресурсов от отечественных разработчиков в рамках этой работы потребует перевод интерфейса собственного ПО на местные языки и открытие в этих странах представительства.
"Главное в этой истории - решение вопроса о потенциальных санкциях. Местный потребитель должен быть уверен, что использование российского ПО не несет санкционных рисков", - заключил он.
Директор по развитию АО "Корп Софт" (CorpSoft24) Иван Болгар считает, что перспективность ближнего или дальнего зарубежья во многом зависит от специфики самого программного продукта и целевой аудитории, но в целом он находит более перспективным рынок дальнего зарубежья, поскольку он более широкий и платежеспособный, там выше спрос на высокотехнологичные решения. Игнорировать ближнее зарубежье, в том числе СНГ, по его мнению, тоже не стоит, так как эти рынки ближе по ментальности, легче с точки зрения локализации продукта, а также менее насыщены конкурентами.
Руководитель технического пресейла ООО "ВолгаБлоб" (VolgaBlob, разработчик платформы для анализа и обработки данных) Максим Кириенко считает, что выбор направления масштабирования зависит от рыночных условий конкретной страны и свободных ниш: "При выходе на Ближний Восток можно столкнуться с предпочтением офлайн-встреч, иным рабочим графиком (выходные - пятница-суббота), более высоким спросом на решения on-premise. На рынках СНГ многим ИТ-компаниям стартовать чуть проще из-за схожего менталитета, понятных бизнес-потребностей и культуры общения".
Генеральный директор ООО "Фортек" (Fork-Tech, разработчик и интегратор в финтехе) Кристина Коваленко полагает, что для экспорта ИТ-решений следует рассматривать оба варианта, но начинать с ближнего зарубежья, а затем выдвигаться в более отдаленные страны с готовностью вложить большие инвестиции и время на изучение специфика рынка.
Директор по развитию бизнеса АО "Нэксайн" (Nexign, разработчик enterprise-решений) Максим Нартов находит дальнее зарубежье более перспективным с точки зрения объема рынка. Его позиция по стратегии масштабирования совпадает с мнением Кристины Коваленко: начать на более знакомом рынке СНГ, а затем расширять зоны присутствия.