Маркировка на паузе: бизнес настаивает на отсрочке до 2026 года
Крупные российские производители электроники выступили с инициативой отсрочить введение обязательной маркировки смартфонов, планшетов и ноутбуков. С предложением в Минпромторг обратилась АНО «ВТ». Письмо, адресованное замминистра Василию Шпаку, подписано гендиректором объединения Светланой Легостаевой.
Предлагается перенести начало обязательной маркировки указанных устройств на 1 марта 2026 года. Как пояснила «Ведомостям» Легостаева, это позволит избежать рисков, связанных с процедурными сложностями и излишней нагрузкой на бизнес в периоды пиковых закупок и поставок.
Согласно проекту постановления Минпромторга, рассматривалось требование ввести обязательную маркировку всей радиоэлектронной продукции, в том числе ввозимой по параллельному импорту, с 1 декабря 2025 года. Это предполагало обязательную регистрацию товаров в государственной информационной системе с 1 сентября того же года. Стоимость маркировки одной единицы продукции, по данным платформы «Честный знак», составляет 50 копеек.
На данный момент маркировка применяется в пилотном режиме только для отдельных товарных категорий. С декабря 2023 года на добровольной основе компании могли маркировать светотехническую продукцию. С 10 июня 2024 года по 30 апреля 2025 г. проходила экспериментальная маркировка ноутбуков и телефонов. После этого маркировка станет обязательной для этих видов техники. Всего нововведение затронет около 169 тысяч субъектов рынка — производителей, импортеров и продавцов. Согласно проекту, совокупные расходы на реализацию системы маркировки за шесть лет превысят 42,7 млрд рублей, из которых более 18 млрд рублей составят налоговые отчисления.
Предлагается также расширить список техники, включенной в эксперимент по маркировке. С 1 июня 2026 года ассоциация предлагает включить в него моноблоки, системные блоки, графические станции, серверы, принтеры, мониторы и проекторы.
В Yadro считают, что предлагаемая отсрочка выглядит логично: у участников рынка до сих пор нет четкого понимания всех аспектов запуска маркировки. Нет отработанных технологических решений, которые бы позволили производителям заранее перестроить процессы. Маркировка должна охватывать все категории устройств, выпускаемых на одном предприятии — это упростит производственные процессы и поможет избежать дублирования расходов.
В ГК «Аквариус» рассказали, что четвертый квартал традиционно является самым напряженным для производителей, поскольку в этот период приходится до 75% годового объема продаж. Введение новых требований в это время может привести к сбоям. Отсрочка позволит участникам рынка подготовить инфраструктуру, протестировать механизмы и наладить логистику. Внедрение маркировки требует сопряжения корпоративных информационных систем с государственными, что предполагает обучение сотрудников и перестройку внутренних процессов. Кроме того, реализация системы зависит от наличия специализированного оборудования и софта. В компании поддерживают идею маркировки и прослеживаемости, но считают, что параллельно нужно ввести специальный отраслевой сбор: такие меры помогут бюджету и создадут равные условия конкуренции между отечественными и зарубежными производителями.
Расширение перечня продукции, подлежащей маркировке, также оценивается положительно. Такая мера должна усилить контроль за серым импортом. Однако в случае с серверами могут возникнуть сложности из-за их высокой вариативности и низкой серийности. Это потребует продуманного регулирования, чтобы избежать проблем в переходный период.
В то же время представители отрасли подчеркивают, что сама по себе маркировка незначительно влияет на себестоимость продукции. В Fplus утверждают, что 50 копеек за единицу — не критично, и конечный потребитель этого не заметит. При этом маркировка способна повысить прозрачность рынка, затруднить деятельность нелегальных поставщиков и выровнять конкурентные условия. Основной вызов для производителей заключается в необходимости адаптировать производственные процессы, особенно для тех, кто имеет распределенные цепочки поставок и занимается контрактным производством за рубежом.