Работодатели должны активнее искать кадры в вузах и колледжах
Более 90% компаний страдают от острой нехватки кадров, по данным Института развития предпринимательства и экономики. В этой ситуации ключевым становится тесное сотрудничество работодателей с вузами и колледжами. Оно помогает предприятиям получать доступ к перспективным специалистам и адаптировать учебные программы под реальные потребности бизнеса.
"К сожалению, учебные программы быстро устаревают, многие из них уже не соответствуют потребностям экономики. Опрос hh.ru, проведенный в октябре 2024 года, показал, что работодатели склонны ставить "тройки" знаниям и профессиональной подготовке недавних выпускников. 48% респондентов оценивают качество подготовки как среднее, 39% - как неудовлетворительное, и только 7% оценили его высоко. Это подтверждает необходимость пересмотра подходов к образованию", - считает руководитель информационного отдела Независимого профсоюза "Новый труд" Мария Коледа.
По ее словам, необходимо активное участие работодателей в разработке учебных планов и программ стажировок. Чтобы быть востребованными на рынке труда, студентам нужна возможность погружения в реальные бизнес-процессы, ознакомления с передовыми технологиями и стандартами. Это могут обеспечить регулярные встречи с экспертами, мастер-классы и лекции.
Еще один вариант партнерства - совместные исследования по актуальным для работодателей темам. Результатом таких проектов могут стать не только решения конкретных задач, но и разработка цифровых продуктов или приложений. Стимулом для студентов изучать нужные экономике специальности могут быть стипендии и гранты.
"Кроме того, важно учитывать рост числа самозанятых и платформенно занятых работников. По данным ФНС, их уже 13 миллионов человек. Сотрудничество с вузами позволит создать курсы повышения квалификации и программы переподготовки для них, что поможет им лучше интегрироваться в рынок труда. Такое активное взаимодействие с образовательными учреждениями поможет работодателям решить проблемы дефицита кадров и стимулировать экономический рост. Это - инвестиция в будущее и основа устойчивого развития страны", - подчеркивает Коледа.
Директор Московского международного салона образования (ММСО) Максим Казарновский добавляет, что дефицит кадров подталкивает работодателей к выстраиванию системного партнерства с вузами и колледжами. По данным Минтруда, российской экономике к 2030 году потребуется 74,3 миллиона специалистов, что на 2,2 миллиона больше, чем в 2022 году. Стабильный приток квалифицированных сотрудников возможен только при реальном прямом взаимодействии работодателей и образовательных организаций, которые должны помогать студентам формировать траектории обучения.
По данным Superjob, каждая девятая компания в России сотрудничает с вузами по вопросам трудоустройства выпускников. Особенно активно это происходит в крупных организациях с численностью более 1000 сотрудников - в этом сегменте с вузами взаимодействуют 39% работодателей. "По оценкам ММСО, в последние два-три года сами вузы стали активнее искать точки соприкосновения с бизнесом, предлагая практические задачи и проекты для студентов, разработанные с учетом требований крупных работодателей. Эффективное сотрудничество компаний с учебными заведениями может строиться по нескольким стратегиям: активное участие в образовательном процессе (разработка совместных программ, менторство, лекции, создание лабораторий, совместные научно-исследовательские проекты); практическая подготовка кадров (стационарные и оплачиваемые стажировки, хакатоны, конкурсы); долгосрочное партнерство, в том числе целевое обучение. Универсального шаблона здесь нет - стратегии зависят от масштаба бизнеса и отраслевых задач", - поясняет эксперт.
В ряде вузов, например Московском институте стали и сплавов и Центральном университете, уже тестируется гибкая образовательная модель, которая позволяет в два раза ускорить подготовку специалистов для высокотехнологичного сектора. Вместо стандартных четырех лет обучения срок внедрения нового образовательного результата сократился до полутора-двух лет. В МИСИС для компании-заказчика была спроектирована отдельная образовательная траектория длительностью в год. Студенты этого вуза в процессе получения высшего образования могут сами выбирать длительность программы подготовки под запросы потенциального работодателя.
Особенно высокий запрос на практическое обучение в колледжах и вузах - в сфере туризма: недавнее совместное исследование ММСО и НИУ ВШЭ по развитию кадрового потенциала в туриндустрии выявило запрос работодателей на внедрение в процесс учебы 70% практики.
"Усиленная интеграция реальных практических задач и совместных программ с работодателями в процесс обучения - один из ключевых трендов как в среднем специальном, так и высшем образовании. Он будет активно развиваться независимо от сокращения платных мест в вузах. Станет заметно больше практических стажировок, корпоративных стипендий и проектных конкурсов, а также программ целевого набора со стороны компаний-работодателей, не только от крупного, но и среднего бизнеса и государственных организаций. Введение ограничений на количество платных мест в вузах актуализирует вопрос востребованности профессий, заставляя образовательные организации и компании концентрироваться на направлениях, действительно значимых для экономики. Это может замедлить развитие некоторых учебных заведений, но одновременно усилит фокус на подготовке специалистов, максимально соответствующих запросам рынка труда", - отмечает Казарновский.
Эксперт ММСО по высшему образованию, директор по развитию компании "Тандем информационные системы" Александр Молчанов уверен, что одна из самых эффективных стратегий взаимодействия бизнеса с образовательными организациями - это создание совместных программ обучения. Хороший пример - федеральный проект "Профессионалитет", который создает условия для эффективного сотрудничества работодателей с колледжами, позволяя разрабатывать программы среднего и дополнительного профессионального образования, а также профобучения по рабочим специальностям, где особенно не хватает кадров (сварщики, операторы ЧПУ, слесари, крановщики и др.).
В секторе высшего образования важнейшее направление - это совместная работа компаний с вузами через образовательные программы и проектную деятельность. "Для работодателя предпочтительнее магистратура или дополнительные профессиональные программы, так как бакалавриат дает слишком общую подготовку и требует больше времени. Предприятию будет выгодно разрабатывать активности, которые помогут отобрать среди всех студентов тех, кто будет полезен именно ему. Например, машиностроительная корпорация может организовать хакатоны, проектные интенсивы или конкурсы по проектированию нового оборудования, чтобы выбрать нужных специалистов еще в процессе обучения. Независимо от выбранной стратегии, работодателю нужно понимать, что после завершения обучения ему придется дообучать сотрудника. Однако он получает преимущество и сокращает срок доучивания, если входит в контакт с образовательным учреждением на ранних этапах - лучше всего на 1-2 курсах, когда студент только погружается в профессиональную деятельность. Это позволит компании привлечь специалиста до того, как его заберут другие работодатели. Несколько лет ждать выпускника на рынке труда неэффективно - лучше интегрироваться на этапе учебы, чтобы избежать конкуренции за молодых специалистов", - подчеркивает эксперт.
Сокращение платных мест в вузах, по его мнению, вряд ли существенно повлияет на ситуацию. "Скорее всего, это приведет к тому, что работодатели увидят больше заявок на целевое обучение на портале "Работа в России". Однако целевой набор накладывает определенные обязательства на работодателей: они должны бронировать места и гарантировать трудоустройство выпускников по специальности. Это означает, что через четыре года выпускники придут к ним и будут требовать выполнения обещаний.
Отделы развития персонала в компаниях должны заранее формировать кадровую стратегию и взаимодействовать с учебными заведениями, чтобы экономить ресурсы и выбирать лучших кандидатов еще во время обучения", - добавляет Александр Молчанов.
Еще один перспективный инструмент, по его словам, - взаимодействие через отраслевые ассоциации, которые могут работать с вузами по программам подготовки кадрового резерва. Например, в Ростовской области есть ассоциация разработчиков IT-решений. Она объединила свои требования и включила их в условия для выпускных квалификационных работ студентов технологических специальностей. Такой подход кажется наиболее эффективным - работодатели региона сразу получают подготовленных выпускников.
"Работодатели всегда взаимодействовали с системой образования, поскольку кадры - основа любого бизнеса.
РЭУ им. Г.В.Плеханова - пример того, как предприниматели готовили себе профессионалов со школьной скамьи. В вузе построили систему колледж-институт-университет, заложив основу профессионального бизнес-образования в России.
Сейчас у любого бизнеса есть весь спектр возможностей: от корпоративного университета до ярмарки вакансий. Можно вводить в вузы с базовыми кафедрами, программами МВА и магистратуры, повышения квалификаций с открытыми лекциями. Можно взаимодействовать с Центрами карьеры, закрывая свои вакансии лучшими студентами еще в время их обучения", - говорит доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Инга Корягина.
Можно приглашать на стажировки, летние школы. Можно организовать форумы, олимпиады, кейс-чемпионаты и забирать себе победителей прямо с церемонии награждения. Можно входить в Попечительский совет и влиять на повестку и стратегию развития. "Можно все. Все зависит от целей и задач конкретного бизнеса. А система образования всегда открыта для профессионалов", - констатирует эксперт.