Партнер Первого канала выходит на книжный рынок с проектами о ТВ, детской литературой и урбанистикой

Компания планирует занять 5% рынка тематических печатных книг

Партнер Первого канала выходит на книжный рынок с проектами о ТВ, детской литературой и урбанистикой
© Реальное время

Медиагруппа "Красный квадрат", которая делает проекты для федеральных телеканалов и принадлежит Аркадию Ротенбергу, объявила о запуске собственного издательства. Компания планирует занять 5% рынка тематических печатных книг, пишет газета "Коммерсантъ".

Новое направление сосредоточится на трех сегментах: телевидение, детская и подростковая литература, а также профессиональные издания о городских пространствах — парках, музеях, выставках и аттракционах. Книги будут распространяться через "Читай-город", "Москву", "Подписные издания", а также маркетплейсы Ozon, Wildberries и "Яндекс Маркет". В последнем случае продавцом выступает издательство "Эксмо".

Сейчас компания работает только с внутренними авторами, но с 2025 года планирует сотрудничать с внешними. Также идет разработка радиопроекта "Читай-радио" и расширение клуба "Пространство для чтения" с партнерами, среди которых МГУ, Третьяковская галерея, ГЭС-2, "Москино" и издательство "Бомбора". "Красный квадрат" рассчитывает на диверсификацию бизнеса и создание экосистемы, которая охватывает все каналы взаимодействия с аудиторией.

Выручка компании в 2023 году составила 4,7 млрд рублей, чистая прибыль — 56,4 млн рублей. Годом ранее выручка была 3,3 млрд рублей, при этом компания понесла убыток в 362,6 млн рублей. Участники рынка полагают, что "Красный квадрат" использует формат франшизного продвижения, сходный с моделью 360. Такой формат предполагает работу одного контента на разных платформах — как это делает, например, "МТС Медиа". У компании уже есть проект "Капитаны будущего" — под этим брендом выпущены книги, анимационный сериал, песни, клипы и интерактивная выставка. Сейчас разрабатывается аттракцион для тематических парков.

Эксперты считают, что рынок требует точечной подготовки, сложного маркетинга и дополнительных каналов продаж. Средний тираж книг в нишевых сегментах — сотни экземпляров, а рентабельность низкая. Для устойчивой прибыли цена книг должна быть высокой. По оценке "Эксмо-АСТ", объем книжного рынка в 2024 году составил 98 млрд рублей, что на 7% выше, чем годом ранее. Сегмент детской литературы принес 25,3 млрд рублей, однако показал падение на 4%.

Участники рынка отмечают, что у "Красного квадрата" уже был опыт с печатным направлением — в 2016 году через дочернюю структуру компания выпускала журнал "Контрольная закупка". Эксперты отмечают, что сегмент книг о телевидении уже занят крупными игроками, такими как "Эксмо-АСТ". В нише профессиональной урбанистики конкуренция ниже, но там тоже работают сильные издательства.

Все важное о книжной индустрии и литературе читайте в нашей рубрике "Книжная полка".