Развитие экспорта оборудования ТЭК вошло в энергетическую стратегию до 2050 года
Развитие экспорта технологической продукции в области ТЭК стало одной из ключевых задач российской энергетической стратегии, рассчитанной на период до 2050 года.
Опрошенные "РГ" отраслевые эксперты отмечают, что многие отечественные разработки уже сейчас не просто обеспечивают национальный технологический суверенитет, но и опережают по своим характеристикам иностранные аналоги. Но для закрепления позиций на мировом рынке компаниям из РФ требуется предложить еще не один десяток новых видов оборудования, и не последнюю роль в этом процессе могут сыграть отраслевые стартапы.
По подсчетам экспертов электронной площадки РТС-тендер, в последние пять лет государство в среднем расходует около 740 миллиардов рублей на закупки оборудования и услуг в сфере ТЭК. В 2024-м эта цифра выросла почти до 880 миллиардов, а частный бизнес заключил контракты еще на 810 миллиардов рублей. Спрос на оборудование подкрепляется статистикой по инвестициям в сектор.
Генеральный директор "Трансэнерком" Олег Шевцов напомнил, что в прошлом году совокупный объем инвестиций превысил 10 триллионов рублей, а сама сфера ТЭК составляет пятую часть всего российского ВВП.
В минэнерго отмечают, что ТЭК по сути является важнейшим квалифицированным заказчиком для производителей отечественного оборудования, формируя основной отраслевой заказ для промышленности. Это важно как для решения нынешних задач экономики страны в целом, так и для ее долгосрочных перспектив.
Одним из препятствий для вывода новых технологий на рынок в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина называют утерю многих компетенций после развала СССР - в первую очередь это касается творческих коллективов, занимавшихся разработкой и производством практически всего оборудования для нефтегазовой отрасли. Причем работали они настолько качественно, что страна была практически самодостаточна в сфере таких технологий.
Другие собеседники "РГ" соглашаются с тем, что разработка оборудования для ТЭК - это основа технологического суверенитета и устойчивого развития России. А без собственной инженерной базы страна становится уязвимой для внешнего давления, ограничений, дефицита и ценовой нестабильности. И бизнес это прекрасно понимает.
"Сегодня разработчики и производители оборудования видят не просто экономическую целесообразность, но и уникальное окно возможностей для формирования собственной инжиниринговой школы и производственной базы", - констатирует генеральный директор TAPP Group Дмитрий Лохов.
Директор по развитию ассоциации "Нефтегазовый кластер" Александр Васильев подчеркивает, что у России уже есть успешные примеры импортозамещения и даже опережения, особенно в лабораторном оборудовании, системах заканчивания скважин, химии для интенсификации добычи, а также в сфере сервисов и запчастей для газотурбинных установок. Это не теоретические решения - они созданы под реальные задачи заказчиков и уже работают на практике, в том числе в опытно-промышленной эксплуатации, говорит собеседник "РГ". В качестве отдельного направления, по его словам, можно рассматривать обслуживание газотурбинных установок, в том числе зарубежных вроде Siemens и GE. Здесь многие запчасти и услуги уже локализованы, над остальными идет работа.
Многие российские разработки сегодня не просто обеспечивают технологический суверенитет, но и опережают по своим характеристикам иностранные аналоги
Многие собеседники "РГ" отмечают, что отечественные разработки привлекают внимание зарубежных отраслевых компаний. По словам Дмитрия Лохова, особенно востребованы автоматизированные модули управления добычей и энергосистемами, буровое, теплообменное, котельное, компрессорное оборудование, а также энергетические и газоперекачивающие турбины.
Что касается перспективных рынков сбыта, то среди них, как отметил Александр Васильев, можно выделить не только государства ближнего зарубежья, но и страны Африки и Персидского залива: Египет, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт и прочие.
У нефтегазового машиностроения сформирован экспортный потенциал, позволяющий производить продукцию, востребованную в том числе на зарубежных рынках, рассказали "РГ" в Минпромторге России. По данным ведомства, на экспорт приходится примерно 10 процентов от внутреннего производства. И российские машиностроители, безусловно, заинтересованы в продвижении собственных технологий на рынки других стран.
"Например, одна из нефтесервисных компаний успешно завершила комплекс работ, связанный с поставкой оборудования и оказанием услуг по установке системы заканчивания скважин для многостадийного гидроразрыва пласта (МГРП) на шельфе, - отметили в минпромторге. - Другая компания изготовила и поставила в рамках экспортного контракта четыре компрессорные установки попутного нефтяного газа в Исламскую Республику Иран. Параллельно ведется работа по локализации российских технологий в ОАЭ".
Большую роль в укреплении позиций российских технологий для ТЭК на мировом рынке будут играть специальные кооперационные площадки, уверены в Минэнерго России. В качестве примера там приводят Институт нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ). "Он получил признание не только в России, но и за ее пределами: иностранные нефтегазовые компании из 10 стран привлечены к сотрудничеству для развития экспорта отечественного оборудования", - сказал представитель ведомства в разговоре с "РГ".
В любом случае, отмечает Олег Шевцов, решение экспортных целей неразрывно связано с достижением технологического суверенитета - в этом смысле новые разработки должны создаваться с прицелом на потребности собственного ТЭК. Ссылаясь на заявления вице-премьера Александра Новака, собеседник "РГ" отмечает, что в ближайшие годы на рынок должно быть выведено примерно 400 новых видов оборудования.
В ближайшие годы на рынок должно быть выведено примерно 400 новых видов оборудования
Александр Васильев считает, что активное участие в этом процессе должны принять отраслевые стартапы. Но им нужно быть готовыми к тому, что выход на рынок будет небыстрым.
"Работать стартапам в ТЭК выгодно, особенно если команда эффективная и может быстро внедрять решения. Все зависит от технологии и подхода команды. Спрос есть, рынок нефтегаза - премиальный, но вход туда обычно от года до двух", - говорит он.
10 процентов выпускаемой в России продукции нефтегазового машиностроения идет на экспорт
Сами стартапы говорят, что не испытывают нехватки свежих идей. Гендиректор компании-резидента "Сколково" "Тьюбот" Станислав Розанов отмечает, что к 2030 году российскому ТЭК потребуется более 20 тысяч роботов, в том числе для контроля состояния инфраструктуры. Причем сама отрасль является лидером по внедрению инноваций в технологические процессы, поэтому крупные компании охотно работают со стартапами через различные площадки.
Его коллега из "Виконт ИТ" Станислав Данилов добавляет, что основной фонд предприятий ТЭК - это дорогое динамическое оборудование вроде турбин, компрессоров, насосов и так далее. Поэтому компаниям требуются качественные российские системы мониторинга и диагностики: по его оценкам, аварии на такой инфраструктуре ежегодно приносят около 700 миллиардов рублей убытков.
Олег Шевцов подчеркивает: помимо финансирования, развитие собственных технологий требует создания крепких связей между промышленностью, наукой и государством. В минэнерго добавляют, что важным этапом на этом пути должно стать внедрение российских отраслевых систем стандартизации и сертификации - это позволит объединить спрос на технологические решения со стороны участников рынка.