Вечером 10 апреля фондовые рынки вздрогнули на новости о новом повышении тарифов Трампа для Китая, которую вскоре опровергли в Белом доме. Изначально сообщалось, что пошлины возрастут со 125% до 145%, но позднее представитель администрации разъяснил, что речь идет о суммарном барьере: новые 125% и старые 20%, введенные в начале года.
Больше других от тарифов может пострадать корпорация Apple — производство iPhone завязано на Китай. Американские СМИ оценивают рост стоимости девайсов Apple при импорте и при переносе производства США. Прогнозы озвучиваются самые разные: от роста на 40% до iPhone по 3,5 тысячи долларов. До 90% айфонов в мире, даже с учетом стратегии Тима Кука по диверсификации производства, до сих пор собираются в Китае, которому теперь грозят запретительные тарифы, постоянно повышаемые Трампом. Оценку стоимости устройств в случае импорта в США публикует Reuters — по подсчетам Rosenblatt Securities, это рост ценника на 43%. Таким образом, самый дешевый iPhone 16 обойдется американцам не в 800, а в 1150 долларов, а премиальный 16 Pro Max — в 2300, если Apple перенесет расходы на потребителей. Больше разногласий вызывает перспектива сборки айфонов в США. Yahoo Finance приводит оценку Bank of America: только на разнице фабричных зарплат расходы вырастут на 25%, а с учетом импорта большей части компонентов из-за рубежа общий рост себестоимости может достичь 90%. И это еще сдержанный прогноз. Другую версию озвучивает в эфире CNN глава отдела исследования технологий в финтех-компании Wedbush Securities Дэн Айвс:
«Это как если бы я смотрел матч NBA и рассуждал о том, как легко попадать в кольцо. На деле же у Apple самая сложная производственная цепочка в мире. Выпустить полтора миллиарда iPhone и продавать их по 1000 долларов можно только за счет производственной цепочки, построенной за все эти годы. Если попытаться запустить такое же производство в США, с фабриками в Вирджинии и Нью-Джерси, iPhone будут стоить по 3,5 тысячи. Компании потребуется 10 млрд долларов и три года только на то, чтобы перенести 10% своих производственных мощностей в США. Как человек, который объехал массу фабрик по всей Азии, я уверен, что это сказочная история. Поэтому мы и видим такую динамику акций. Ни одна компания настолько не подвержена тарифам, как Apple».
Администрация Трампа это категорически отвергает. Как заявил глава Минторга США Говард Лютник, сейчас iPhone собирают «миллионы и миллионы людей, которые закручивают маленькие винтики», а в США компания проведет автоматизацию производства, и на нем будут работать «великие американцы». Правда, если отложить лозунги в сторону, возникает вопрос: если такая автоматизация будет дешевле выпуска в Китае, почему Apple до сих пор этого не сделала? Бумаги компании остро негативно реагируют на любые тарифы. На речи Трампа акции Apple лишились более 20% стоимости, это более 700 млрд долларов капитализации. Пауза в тарифах помогла отыграть только треть потерь. Велика ли угроза для техногиганта? Комментирует финансовый эксперт Михаил Ханов:
Михаил Ханов финансовый эксперт «Поскольку эта компания системообразующая, компания too big to fail, здесь Apple — компания, которая слишком много значит не только для США, но и для всего мира. Я думаю, что обязательно будет найдено какое-то решение, которое позволит не просто спасти Apple, а позволит сделать так, чтобы все себя чувствовали комфортно, и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения доходов. Apple — это отчасти инструмент влияния США в мире, такая «мягкая сила», и я не думаю, что Apple будет отдана под нож ради любых программ, которые направлены на решение проблемы с госдолгом. Учитывая ту легкость перемены решений, мнения и так далее, я думаю, конечно, будет найдено решение».
Как напоминает The Guardian, и Тим Кук, и ранее Стив Джобс называли перенос производства в США нереалистичным. В 2017 году действующий глава Apple сообщил Fortune, что выпуск iPhone в Китае обусловлен не стоимостью труда, а наличием нужного числа специалистов.
Как выразился тогда Кук, все продвинутые инженеры-технологи в США поместятся в одной комнате, а в Китае — заполнят несколько футбольных полей. Как бы там ни было, iPhone по 3500 долларов американцы вряд ли увидят — просто потому, что по таким ценам их вряд ли кто-то будет покупать.