Дмитрий Фролов: Предприятий по производству сельхозтехники достаточно
Крупнейшие российские и белорусские производители сельхозтехники изучают возможности сближения программ субсидирования в Беларуси и России и разрабатывают предложения по принятию совместной программы стимулирования спроса и производства сельхозмашин в Союзном государстве. Об этом в интервью "СОЮЗу" рассказал директор Союза промышленников "Прогресс" Дмитрий Фролов. Первое межгосударственное объединение производителей сельхозтехники, учрежденное три года назад АО "Петербургский тракторный завод", ОАО "Минский тракторный завод" и ОАО "Гомсельмаш", нацелено на отстаивание интересов предприятий-участников для достижения технологической самостоятельности машиностроения Союзного государства. В перспективе - расширение на Евразийский экономический союз.
В конце февраля в белорусском правительстве состоялась встреча союза "Прогресс" с премьер-министром Беларуси и министром промышленности. Какие вопросы обсуждали?
Дмитрий Фролов: Это была уже вторая встреча, первая прошла в ноябре прошлого года. Если тогда это было больше знакомство руководителей белорусского правительства с председателем правления нашего союза Сергеем Александровичем Серебряковым, то вторая встреча состоялась в расширенном составе. В ней приняли участие все учредители "Прогресса", большое представительство Министерства промышленности во главе с министром и его заместителями, представители банков и других отраслей белорусской экономики.
Основные вопросы касались импортонезависимости в сельхозмашиностроении. Россия и Беларусь обладают достаточным количеством совместных компетенций, опытом и знаниями для развития отрасли сельхозмашиностроения.
Способы их решения такие, как совместная согласованная политика соблюдения баланса интересов, закрепления компетенций за предприятиями из двух государств, с целью создания линейки конечной продукции машиностроительного комплекса при необходимом объеме компонентной базы, используемой на наших конвейерах. Проще говоря, развитие и углубление кооперации в сельхозмашиностроении, при последовательном исключении дублирования аналогичных производств на территории двух стран. Синхронизация промышленной политики в рамках Союзного государства, в том числе совместное планирование мер государственной поддержки, которые жизненно необходимы отрасли. Более подробно обсудили разработку общей программы субсидирования собственных промышленных продуктов, производимых нашими предприятиями на территории России и в Беларуси.
Как предлагаете субсидировать производство сельхозтехники в Союзном государстве?
Дмитрий Фролов: Мы считаем, что те программы поддержки приобретения сельхозтехники, либо субсидирования производителей машин для агропромышленного комплекса, которые сейчас существуют и в Беларуси, и в России, неравнозначны сами по себе. Наш Союз прорабатывает возможные предложения, чтобы была создана и принята совместная программа стимулирования спроса и развития производства сельхозмашин в странах - участницах Союзного государства. К примеру, как если бы российская сторона субсидировала продажи или производство российской техники по ставке Центробанка минус определенный процент, то и белорусская сторона субсидировала бы продажи или производство своей техники по такой же идентичной программе. Ставки рефинансирования у ЦБ РФ и Нацбанка Беларуси весьма различные. Вопрос, как эту разницу нивелировать, какими методами и соглашениями? Мы надеемся, что это не последняя встреча и работа в этом направлении будет продолжена.
А как совмещать совместную кооперацию, технологические разработки и конкуренцию на рынке?
Дмитрий Фролов: Я уже говорил выше, что для развития кооперации в сельхозмашиностроении необходимо исключение дублирования на территории двух стран аналогичных производств. Вот конкретный пример. Основной продукцией Петербургского тракторного завода являются мощные энергонасыщенные трактора общего назначения от 250 лошадиных сил и выше. Самая массовая продукция предприятий холдинга Минского тракторного завода - это универсально-пропашные трактора от 30 до 155 лошадиных сил и мини-техника. Поэтому два тракторных завода сегодня не конкуренты. Чтобы Петербургскому тракторному заводу начать выпуск, например, маленького трактора, потребуется построить новый завод. Зачем?
Мы считаем, что предприятий по производству сельхозтехники, которые остались и работают после распада Советского Союза, достаточно для насыщения рынка как в России, так и в Беларуси. Да, есть импорт, но после введения санкций освободились многие рынки, и российские и белорусские производители смогли занять те ниши, которые были раньше недоступны. При этом, к сожалению, после ухода западных компаний у нас еще не все есть и необходимо сосредоточиться на выпуске линейки своих продуктов и создавать новые высокотехнологичные, инновационные производства и продукты, чтобы быть готовыми к конкуренции.
Действующих предприятий по производству сельхозтехники достаточно для насыщения рынка
Политика в сфере развития компонентной базы должна стремиться к тому, чтобы количество предприятий соответствовало необходимому, а ассортимент выпускаемых компонентов настолько разнообразным и достаточным, чтобы обеспечить гибкость в решении задач по запуску производства техники, отвечающей текущим и, возможно, даже узконаправленным потребностям рынка.
Как сегодня решается вопрос по комплектующим в вашей сфере - белорусские признаются российскими и, наоборот, российские - белорусскими?
Дмитрий Фролов: Вопросы импортозамещения и комплектующих остро стоял в предыдущие два года. Правительство обоих государств показало, что могут идти навстречу друг другу. Очень многое было сделано. Пока, к сожалению, конкретно в нашей сфере вопрос признания комплектующих до сих пор не решен. В том году были приняты некие исключения и в них не попал весь трактор МТЗ, несмотря на то что из общего объема комплектующих там более 40% производится на территории России, а где-то и свыше 50%, и почему трактор МТЗ не признали, мы не знаем. Но, с другой стороны, есть еще над чем работать.
На Петербургском тракторном заводе тоже высокая доля белорусских комплектующих, так же, как и высокая доля российских комплектующих на Гомсельмаше. То есть их продукцию можно назвать российско-белорусская.
Что касается импортозамещения, есть два вопроса, которые не решены до сих пор - это гидравлика, россияне, и белорусы в основном ее закупают в Китае, а также литье. К сожалению, у нас недостаточно на территории двух государств этих мощностей, которые бы в полной мере удовлетворяли потребности производителей сельхозтехники.
На рынок Союзного государства активно выходит Китай. Какие стоит предпринять шаги?
Дмитрий Фролов: Мы оцениваем экспансию китайской, иранской, индийской, любой техники объективно. Конечно, когда есть статистика и год от года прирост считают сотнями процентов, это выглядит впечатляюще, однако в абсолютных цифрах так называемой "экспансии" далеко до значимых цифр. При этом очевидно, что малых денег не бывает, да и хоть первая ласточка не делает весны, весна приходит неизбежно. Поэтому нам нужно готовиться к честной конкуренции. Делать это необходимо в том числе через инициирование принятия протекционистских мер. Как пример, это соответствие ввозимых машин показателям назначения традиционной для нас агротехники. Я еще раз подчеркну, давайте конкурировать честно. Потому что наши производители, прежде чем вывести на рынок любую машину, тратят на это годы трудов, испытаний, годы подтверждений тех требований, которые формировались годами и остаются общепринятыми.
Наш союз, как раз занимается этим вопросом. Мы пытаемся вернуть в России так называемую "Систему машин и технологий", которая была в Советском Союзе. Кстати, в Беларуси, такой документ и программа его регулярной актуализации действуют до сих пор. То есть мы хотим, чтобы на территории Союзного государства работали агромашины, которые соответствуют нашим почвенно-климатическим условиям и по показателям назначения - традиционной агротехнике со всем шлейфом наших сельхозорудий. И как минимум для того, чтобы ввозиться и продаваться на территории Союзного государства, они должны пройти испытания на наших МИС по следующим параметрам: на предмет соответствия показателей назначения техники современным требованиям, на предмет соответствия типажу (тягово-сцепные характеристики для тракторов, характеристики пропускной способности для уборочной техники, давления на почву, сопротивления орудия и прочее), на предмет надежности и ресурса техники, на предмет эргономических требований и комфорта, экологии и безопасности. Они должны подтвердить соответствие тем требованиям, которые приняты на территории Союзного государства.
У вас достаточно молодой союз. В чем была необходимость его создания и какие цели ставились?
Дмитрий Фролов: Есть притча, которую каждый народ приписывает себе. О том, что отец собрал трех сыновей, дал каждому в руки прутик и сказал переломить его, каждый из них переломил, а потом он дал каждому по венику, и переломить его уже не получилось. У нас тоже было три участника-учредителя, которые в какой-то момент договорились о том, что нужно действовать совместно.
В первую очередь для продвижения и защиты интересов предприятий - участников союза. Для достижения технологической самостоятельности машиностроения Союзного государства с перспективой расширения на Евразийский экономический союз.
Это обусловлено насущной необходимостью создания устойчивой производственно-кооперационной платформы для решения тактических и стратегических задач сельхозмашиностроения, а также для обеспечения продовольственной и производственной независимости и безопасности.
Цель союза - это развитие долгосрочного и эффективного взаимовыгодного сотрудничества, направленного на реализацию совместных проектов в сфере производства машин и оборудования для сельского хозяйства, в сфере продвижения машин.
Как пример, могу рассказать о том, что мы второй год обсуждаем проект, и он находится уже в большей степени согласования, это объединение дилерских сетей, что как раз о продвижении. Есть также инициативы по мотивации экспорта и решению вопросов таможенно-тарифного регулирования, внесению и продвижению предложений о мерах целевой господдержки и поддержки предприятий отрасли, в целом как для участников нашего союза, так и в общем для машиностроительной отрасли.
Кто может вступить к вам в союз?
Дмитрий Фролов: Скажем так, все, кто причастен к сфере сельхозмашиностроения, сельского хозяйства, АПК. У нас уже более сорока участников. Есть лизинговая компания, очень много профильных сельскохозяйственных и политехнических вузов, как белорусских, так и российских. Мы всегда открыты к диалогу с теми, кто хочет продвижения своей продукции, кто хочет кооперации.