Совет по фискальной дисциплине Латвии: риски по проекту Rail Baltica продолжают расти

В документе подчеркивается, что текущая система финансирования проекта уже не может считаться стабильной. Как отмечает СФД, ряд предприятий, подведомственных Министерству сообщения, могут стать источниками дополнительных фискальных угроз.

Проект Rail Baltica, реализация которого должна быть завершена странами Балтии к 2030 году в соответствии с требованиями TEN-T, сталкивается с рядом серьезных вызовов. Среди них – рост стоимости строительства, увеличение общего бюджета проекта, а также недостаточная устойчивость модели софинансирования, при которой 85% расходов покрывает Европейский союз, а оставшиеся 15% – государственные бюджеты.

СФД указывает, что в условиях изменения приоритетов Европейской комиссии, акцент которой сместился в сторону финансирования непосредственно строительных работ, Латвии, вероятно, придется самостоятельно обеспечивать расходы на сопровождение проектов – включая контроль за строительством, управление контрактами, приобретение земли и возведение объектов.

Дополнительным фактором нестабильности является конкурсный принцип распределения европейских средств. Это означает, что запрашиваемое финансирование не гарантировано, что влечет за собой задержки в реализации и рост стоимости проекта.

Отдельную обеспокоенность вызывает возможный дефицит финансирования со стороны ЕС в 2026–2028 годах. В этом случае, как предупреждает СФД, Латвия может быть вынуждена увеличить объем государственного софинансирования либо рассматривать альтернативные схемы, в частности, механизмы государственно-частного партнерства. Несоблюдение сроков или перерасход средств, подчеркивается в отчете, могут повлечь за собой существенные фискальные последствия.

Кроме того, в документе освещается ухудшающееся финансовое положение латвийского железнодорожного оператора Latvijas Dzelzcels (LDz) на фоне резкого сокращения объемов грузоперевозок по направлению Восток – Запад. В 2018 году компания перевезла 49,363 млн тонн грузов, тогда как в 2024 году этот показатель упал до 11,564 млн тонн – снижение более чем в четыре раза.

Причины такого падения связаны, в частности, с переориентацией российских грузов на отечественные порты в 2019–2021 годах и дальнейшим снижением объемов перевозок с 2022 года в условиях международных санкций.

На фоне ухудшения финансовых показателей LDz усилилась государственная поддержка: в 2024 году предприятию было выделено 46,8 млн евро для компенсации недополученных финансовых поступлений за управление железнодорожной инфраструктурой в 2022 и 2023 годах.