Дополнительные меры поддержки окажут автоперевозчикам в России
Рынок автотранспортных грузоперевозок в текущем году столкнулся с рядом сложностей. Основными факторами стали снижение тарифов на перевозки, рост лизинговых платежей и утилизационного сбора, что поставило многие компании на грань рентабельности. В Минтрансе сообщили, что в курсе проблем отрасли и прорабатывают дополнительные меры поддержки. Одним из решений может стать принятие закона о допуске к перевозкам через систему «ГосЛог», запуск которой ожидается в сентябре. Об этом пишет «Российская газета».
В прошлом году 84% всех грузов в России перевозились автотранспортом. Однако сегодня спрос на перевозки существенно ниже предложения, что усилило конкуренцию. Индикатор ATrucks, оценивающий баланс между заказами и наличием транспорта, снизился на 24% по сравнению с прошлым годом и достиг минус 14 к концу марта. Тарифы также просели — средняя ставка на рынке упала на 13,3%, составив 74,1 рубля за километр. Тем временем затраты перевозчиков выросли: себестоимость перевозок поднялась на 12%, лизинговые платежи — на 60%, утильсбор — почти на 80%, затраты на ремонт — на 20%, а зарплаты водителей — на 49%. Об этом сообщил президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов. Он также отметил, что около 60% перевозчиков работают с нарушениями, демпингуя цены примерно на 20% ниже рыночных за счёт оптимизации налогов и сборов.
Минтранс продолжает мониторинг состояния отрасли, взаимодействуя с профильными ассоциациями и обсуждая меры поддержки. Уже сегодня доступны отсрочки и рассрочки по налоговым обязательствам, а также меры, направленные на преодоление санкционного давления — например, система перецепки полуприцепов на российские грузовики и расширение перечня внешнеторговых товаров, попадающих под этот режим. Кроме того, перевозчики могут приобретать технику по государственной программе со скидкой на авансовые платежи по лизингу и с пониженной ставкой утильсбора при ввозе тягачей экологического класса 5 и 6, если они будут использоваться в международных перевозках.
Ведомство также подтвердило, что на фоне высокой доли «серых» перевозчиков существует запрос на регулирование допуска к рынку. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении. Его авторы, депутаты Евгений Москвичев и Виталий Ефимов, предложили систему регистрации добросовестных перевозчиков в реестре платформы «ГосЛог». Законопроект получил поддержку правительства при условии доработки, в том числе с предложением установить дату вступления в силу не ранее 1 сентября 2025 года — после полной готовности системы. По мнению Филатова, создание единого реестра действительно способно повысить прозрачность и устойчивость отрасли.
По итогам встреч с перевозчиками Минтранс разработал и ряд нефинансовых мер, направленных на стабилизацию ситуации, а также направил предложения в другие федеральные органы для проработки дополнительной поддержки. В частности, с Минфином обсуждается повышение суточных для водителей, и по международным рейсам уже принято решение об увеличении этой суммы с 2500 до 3500 рублей.
Ассоциация «АвтоГрузЭкс» ещё в феврале направила открытое письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением антикризисных мер, направленных на недопущение банкротств перевозчиков. Среди предложений — отсрочка по страховым взносам, субсидии на сохранение занятости и зарплат, льготные кредиты и гранты на внедрение логистического ПО. По словам Филатова, государственные органы действительно демонстрируют заинтересованность в решении проблем отрасли и готовы оказывать поддержку.