Apple теряет почти 10% стоимости на тарифах Трампа
Пока что самая дорогая компания мира оказалась среди лидеров по снижению стоимости акций на начале мировой тарифной войны. В четверг Apple в моменте теряла почти десятую часть капитализации, это около 300 млрд долларов. Реакция обусловлена опорой гиганта на трансграничные производственные цепочки.
Несколько лет назад CNBC подсчитал, что для выпуска одного iPhone требуются компоненты из 43 стран, а теперь на пути их поставки возникают тарифные барьеры. 90% смартфонов Apple до сих пор производятся в Китае — для американского рынка это новые пошлины в 34% плюс введенные Трампом ранее 20%, то есть наценка более чем в полтора раза. Продукция других крупных хабов в Индии и Вьетнаме — это 26% и 46% соответственно, что тоже чувствительно. Продолжает ведущая Bloomberg Stock Movers Крити Гупта:
«Если цепочка поставок компании завязана на Китай и Юго-Восточную Азию, ее бумаги упали примерно на 10%. Такой результат показала Nike, у ретейлера Lululemon даже похуже, минус 12%. То же касается хайтека, который зависит от импортных чипов. Основная масса смартфонов Apple теперь производится не только в Китае, но и в Индии. Но теперь разворот Тима Кука времен первого срока Трампа перестает работать, потому что тарифы затронули и Индию. Бумаги Apple на следующее утро после объявления тарифов теряли более 7%. Еще один важнейший элемент — ситуация с Тайванем, где производится масса компонентов. Прошлые пошлины на чипы не затрагивали остров, но теперь Тайвань подпадает под тот же базовый тариф в 10% на все товары. Под ударом также Южная Корея, Япония и другие азиатские страны. Поэтому мы и наблюдаем падение Nvidia почти на 5% или Tesla на 5%. Электромобилям необходимо большое количество чипов».
Подробностей о механизме применения тарифов к сложным товарам пока мало. С футболкой или сталью все просто — купил за 1 доллар, заплати 10 или более центов. А что делать с iPhone? Сборка иностранная, значит, облагается пошлиной. Но дизайн и программное обеспечение по большей части американские, то есть тарифам вроде бы не подлежат, но какую часть себестоимости импортируемого устройства они составляют? К тому же корпоративные налоги Apple вообще платит по большей части в Ирландии. Может быть, тогда и весь товар должен считаться иностранным? К тому же Трампом заявлена цель возродить промышленность США, а тогда Минфин страны не должен щадить такие товары — мол, разрабатывайте где хотите, но собирайте в Алабаме.
Правда, это не решит проблемы с комплектующими, которые все равно придется ввозить из-за рубежа. О практике расчета тарифов рассказывает основатель и директор по развитию компании Promobot Олег Кивокурцев:
Олег Кивокурцев основатель и директор по развитию компании Promobot «Расчет будет производиться исходя из договора поставки с компанией. Например, компания Apple заключает договор на поставку своей продукции с американскими компаниями. Эти договоры обязательно подлежат таможенной декларации. В таможенной декларации будет отображена сумма контракта. И вот на эту сумму контракта будет назначаться тариф. Конечно же, это скажется на пользователе, потому что пошлина в первую очередь отразится на конечной стоимости продукции. И в себестоимость, помимо основных расходов, помимо расходов на разработку, придется закладывать еще и дополнительные 10% или большую сумму в зависимости от страны, где зарегистрирована компания».
Несмотря на болезненную реакцию рынков, Apple вряд ли обанкротится на новых тарифах Трампа. По оценкам Morgan Stanley, которые приводит The New York Times, пошлины повысят расходы компании на 8,5 млрд долларов в год, это менее 10% от прошлогодней прибыли гиганта. Apple предстоит решить, как реагировать на рост себестоимости. Можно защитить инвесторов и повысить цены, но это скажется на спросе на ее продукцию, а можно поглотить повышенные расходы, раз прибыль от этого почти не пострадает. Financial Times напоминает, что в феврале Тим Кук обязался вложить 500 млрд долларов за четыре года в американскую экономику и создать 20 тысяч рабочих мест в надежде задобрить Трампа. Пока это не помогло гиганту добиться преференций от новой, целеустремленной и экономически воинственной администрации США.