Юрист Хаминский: Маркетплейсы должны отвечать за продажу запрещенных товаров
Новые виды предпринимательской деятельности вынуждают власти и профессиональное сообщество искать соответствующие формы регулирования. Так, в целях внедрения единообразных требований к цифровым торговым площадкам, Минэкономразвития представило новый проект закона о платформенной экономике в Российской Федерации.
До конца весенней сессии Минэкономразвития планирует внести в Госдуму этот законопроект.
"Вопросы правового регулирования деятельности маркетплейсов назрели уже достаточно давно. Только за период с 2020 года объем интернет-торговли вырос в три раза, и текущая нормативная база уже не соответствует сложившимся отношениям в данной сфере. Сами маркетплейсы стараются максимально дистанцироваться от ответственности за продажу как контрафактного и фальсифицированного, так и откровенно некачественного товара", - пояснил "Российской газете" руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский.
Тем более что сама схема операционной деятельности затрудняет потребителю защиту. Как сказано в пояснительной записке, законопроект разработан для создания безопасной среды на цифровых платформах, а также для создания правовых условий развития и функционирования таких платформ путем установления требований к их деятельности.
"Сфера электронной розничной торговли требует именно установления четких правил, связанных с контролем и надзором, с недопущением реализации контрафакта и фальсификата. На сегодняшний день сами маркетплейсы, обладая мощными логистическими возможностями, являются продавцами контрафактных и фальсифицированных товаров (спортивная одежда, обувь и т.д.), выдаваемых за продукцию известных мировых брендов. Контроль за происхождением товаров маркетплейсами практически не ведется, а если и ведется, то носит крайне формальный характер. Зачастую продажу таких товаров осуществляют фирмы-однодневки и индивидуальные предприниматели, которые прекращают свою деятельность после реализации значительных партий фальсификата. При этом сами маркетплейсы от своего имени реализуют крупные партии товара известных мировых брендов, ушедших с российского рынка", - говорит юрист.
Он считает, что на цифровые платформы необходимо возложить обязанность по недопущению продажи контрафактных товаров. Закон и принятые во исполнение подзаконные акты должны устанавливать конкретные функции, которые обязаны реализовывать цифровые платформы, установить критерии их деятельности в указанной сфере, прописать механизмы реализации.
"Цифровые платформы должны быть вовлечены в процессы профилактики правонарушений, а также в обеспечение базовых прав потребителей. Для наделения платформ соответствующими полномочиями необходимо внести изменения, в том числе, в закон об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, дополнив перечень субъектов профилактики правонарушений операторами цифровых платформ. Вместе с тем, в совокупности, вопросы борьбы с реализацией фальсифицированных товаров не могут быть решены только в рамках предлагаемого законопроекта, так как требуют тонкой донастройки различных отраслей специального законодательства", - считает Хаминский.