Представители маркетплейсов не согласились с претензиями магазинов техники

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), которая объединяет крупнейшие компании рынка, направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) письмо. В нем сказано, что из-за низких цен на электронику и бытовую технику, которые устанавливают маркетплейсы, федеральным сетям физической розницы становится сложнее конкурировать с ними. В Ассоциации просят оценить законность действий онлайн-площадок в рамках антимонопольного законодательства.

Представители маркетплейсов не согласились с претензиями магазинов техники
© Российская Газета

В обращении говорится о расширении использования отдельными игроками антиконкурентных практик, что ведет к концентрации рынка.

"Маркетплейсы, размещающие товары категории электроники и бытовой техники, продолжают снижать стоимость товаров сторонних продавцов, в том числе за свой счет. При этом снижение цены на товар осуществляется маркетплейсами до нерыночно низкого уровня, тем самым создавая на рынке предложение товаров, продающихся по искусственно заниженным ценам", - следует из письма.

Как следствие, указывают в РАТЭК, продажи электроники и бытовой техники в физических магазинах по итогам прошлого года упали на 16%. При этом разница в стоимости товаров между розницей и онлайн-площадками может составлять 20-70%. Это вынуждает торговые компании сокращать свою деятельность - закрывать магазины, сужать ассортимент, переходить на агентскую модель продажи товаров и т.д.

"Это приводит не только к сокращению рабочих мест, налоговых отчислений от торговых компаний, но и ухудшению покупательского опыта", - отметили в Ассоциации.

Представители маркетплейсов не согласны с этими претензиями. Например, в пресс-службе Ozon сообщили "РГ", что инвестиции в скидки за счет площадки поддерживают спрос на товары продавцов, их продукция становится более доступной для покупателей.

"Это особенно важно для потребителей, так как среди бытовой техники и электроники есть довольно дорогие позиции. В результате в выигрыше как продавцы, сохранившие заработок, так и покупатели, которые могут купить необходимые товары дешевле", - подчеркнули там.

Представитель объединенной компании Wildberries & Russ в беседе с "РБК" сказал, что из-за большого числа продавцов и производителей и наличия одновременно разных каналов продаж производители не ограничиваются в выборе стратегии продаж, маркетинговой активности и позиционировании своих брендов.

По словам руководителя ИАА Telecom Daily Дениса Кускова, офлайн-ретейл сейчас переживает непростое время - та же аренда стоит больших денег.

"Это, естественно выливается в итоговую стоимость. Раньше при более значительных покупках это имело под собой основание. Сейчас на смену офлайн-ретейлу приходят электронные ресурсы. Нельзя сказать, что они полностью закрывают рынок, но очень сильно его перебивают", - сказал собеседник "РГ".

Он также выделил другую проблему - на маркетплейсах не всегда торгуют только "хорошие продавцы". Следовательно, возникают проблемы с точки зрения приобретения техники и возврата.

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, вопрос не столько в низких ценах, сколько в большом количестве контрафакта и неуплате налогов. Маркетплейсы же не хотят это регулировать, говорят, что просто предоставляют площадку.

"Здесь должен быть какой-то баланс, - считает Кусков. - Однако обвинять маркетплейсы в том, что они ставят цены меньше, - не совсем логично, поскольку каждый ведет свой бизнес самостоятельно".