Названы главные риски введения цифрового евро для банков Европы
Введение цифрового евро может стать серьезным вызовом для банковского сектора Европы, угрожая рентабельности банков и создавая риски для фондирования, пишет рейтинговое агентство Scope в своем новом докладе. Основные опасения связаны с тем, что цифровая валюта Европейского центрального банка (ЕЦБ) будет конкурировать с традиционными банковскими услугами, что может подорвать доходы от платежных операций и затруднить банкам доступ к ликвидности.
Банковская индустрия Европы уже испытывает давление со стороны финтех-компаний и небанковских платежных сервисов, которые отбирают у традиционных банков долю рынка платежей, отмечают аналитики. Если цифровой евро станет повсеместным средством расчетов, это может привести к снижению доходов от выпуска карт, обработки транзакций и других комиссионных услуг, что ударит по рентабельности банков.
Дополнительный риск связан с возможным перетоком средств из банковских счетов в цифровые евро. Будучи прямым обязательством ЕЦБ, такая валюта может восприниматься как более надежный актив по сравнению с традиционными банковскими депозитами. Это может привести к снижению объемов привлекаемых банками средств, что затруднит их способность выдавать кредиты и увеличит стоимость фондирования, предупреждают авторы доклада. «Более того, в периоды финансовых кризисов люди и компании, скорее всего, будут переводить значительные суммы из банковских вкладов в цифровые евро, что приведет к нехватке ликвидности и подорвет стабильность банковской системы», — добавляют они. В отчете также подчеркивается, что во время внедрения цифрового евро (если проект будет реализован), банки должны будут сделать “значительные инвестиции” в цифровую инфраструктуру, чтобы обеспечить обработку транзакций в режиме реального времени. Кроме того, им потребуется соблюдать меняющиеся регуляторные требования и обеспечивать совместимость с архитектурой цифрового евро, разрабатываемой ЕЦБ.
Однако, несмотря на эти риски, цифровой евро открывает перед банками и новые возможности, подчеркивают в Scope. Организации, которые первыми адаптируют свои платформы и предложат клиентам удобные сервисы, связанные с цифровым евро — например, управление кошельками, интеграцию с банковскими приложениями и платежные услуги, — смогут получить новую статью доходов. Внедрение цифрового евро также ускорит цифровую трансформацию сектора, повысит операционную эффективность и обеспечит большую устойчивость к конкурентному давлению со стороны финтех-компаний, говорится в отчете.
По мнению аналитиков, чтобы минимизировать риски, у цифрового евро должны быть ограничены функции как средства накопления и инвестирования. “Ограничения на хранение и отсутствие процентных начислений значительно снизят мотивацию пользователей хранить крупные суммы в цифровом евро”, — пишут они.
Согласно данным ЕЦБ, которые приводят аналитики Scope, в 2024 году доля наличных расчетов в еврозоне снизилась до 52% с 59% в 2022 году. Платежи картами выросли до 39%, а мобильные платежи удвоились, достигнув 6%.
В настоящее время концепцию цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) изучают более 130 стран, причем более 60 находятся на продвинутых стадиях разработки, тестирования или запуска. Четыре страны (Багамы, Зимбабве, Ямайка и Нигерия) уже ввели цифровые валюты центральных банков, китайский цифровой юань находится на продвинутом этапе тестирования. В отличие от Европы, которая активно продвигается в направлении ЦВЦБ, США заняли осторожную позицию, отказавшись от разработки цифрового доллара в пользу стейблкоинов. По мнению аналитиков Scope, это не создаст препятствий для цифрового евро, а наоборот, даст ЕЦБ возможность развивать его как надежную, государственно поддерживаемую цифровую валюту, способную укрепить финансовый суверенитет Европы.
Европейский регулятор уже прошел более половины подготовительного этапа проекта цифрового евро, который стартовал в ноябре 2023 года. Решение о переходе к следующему этапу ожидается в октябре 2025 года. По данным агентства, окончательное внедрение цифрового евро зависит от утверждения правовой базы, после чего последует этап реализации, а значит, фактический выпуск и распространение цифрового евро все еще остаются вопросом нескольких лет.