Почему первые попытки цифровизации часто оказываются безуспешны и как этого избежать

Строительная отрасль с каждым годом все более открыта к цифровизации. Растет и объем рынка цифровых решений: по данным экспертов, сегодня он составляет порядка 26 млрд рублей, а к 2028 году он может вырасти до 130 млрд рублей. И хотя компании активно интересуются "цифрой", далеко не всегда попытки внедрения заканчиваются успешно: часто решение не приживается или же компании отказываются от него еще на этапе пилота, а то и вовсе разочаровываются в цифровизации. О том, почему так происходит и что делать, чтобы первое внедрение не закончилось провалом, рассказывает Кирилл Поляков, сооснователь цифровой платформы для управления стройкой Pragmacore.

Почему первые попытки цифровизации часто оказываются безуспешны и как этого избежать
© ComNews.ru

Что мешает компаниям на пути цифровизации

Одно из самых распространенных препятствий на пути цифровизации - разобщенность данных внутри компании. Например, информация о проекте хранится в эксель-таблицах, CRM, 1С, и нет единой формы, которая понятна и удобна всем участникам процесса. В таком случае, даже если пытаться что-то оцифровать и внедрять цифровые инструменты - велика вероятность, что они не приживутся либо со временем их использование сойдет на нет, ведь все привыкли работать в разных форматах и с разными источниками.

Бывает и так, что руководитель компании, вместо того чтобы упорядочить данные и в погоне за трендами, решает внедрять сразу несколько инструментов, пытаясь оцифровать все и сразу. В конечном итоге компания получает цифровой "винегрет": ожидания от цифровизации не оправдываются, а работать становится только сложнее. Как следствие - опыт неудачного внедрения. Чаще всего так происходит из-за следования трендам без осознавания смысла и ценности цифровизации для компании.

Отсутствие унификации в цифровизации строительства - проблема, которая в целом препятствует повышению уровня и развитию цифровой зрелости отрасли. Существует огромное количество решений, которые, казалось бы, решают одни задачи, но при этом никак друг с другом не согласованы и не связаны. Например, для работы с BIM используется одна программа, для работы с документаций и отчетностью - другая, а для контроля строительного процесса - третья. И при этом какие-то компании еще и разрабатывают собственные решения, полагая, что среди уже имеющихся на рынке точно нет ничего подходящего, и тратя на это миллиарды рублей. И это не только не способствует унификации, но и еще больше увеличивает разрыв.

Еще одна распространенная проблема, с которой компании сталкиваются на пути внедрения цифровых решений, - нехватка квалифицированных инженерно-технических специалистов, тех кто непосредственно взаимодействуют с цифровыми данными. Старая гвардия - специалисты с внушительным опытом работы на стройке - часто отрицает цифровизацию: людям консервативной закалки удобнее и привычнее фиксировать данные на бумаге или в табличках, они привыкли к этому еще с советских времен, и теперь это самые ярые оппоненты цифровизации. Молодые же специалисты не всегда обладают достаточно глубокими знаниями в сфере строительства в силу отсутствия опыта, но понимают преимущества оцифровки.

Существует также проблема влияния сверху. Компании могут тратить много времени на пилотные запуски и попытки внедрения навязанных сверху решений, но в результате все равно идут за эффективными продуктами на рынок.

Впрочем, разочарование может быть и по другим причинам: многие внедрения заканчивались неудачей по причине низкой вовлеченности разработчиков в проект и недостаточно хорошего понимания отрасли и специфики строительных компаний. ИT-специалисты, которые предлагают цифровые решения для стройки, зачастую совсем не представляют, как работают строители, какие этапы проходит строительный проект и что актуально на каждом их них. В результате после попыток внедрения такого решения пилот проваливается или от него отказываются спустя время по причине того, что сервис просто не удовлетворяет настоящим потребностям компании.

Как избежать провалов: 5 правил успешного внедрения

Начать цифровизацию стоит с упорядочивания данных: с того, чтобы собрать всю информацию воедино. Для этого может потребоваться много времени и ресурсов - прежде всего человеческих, но зато принесет результат. Поставьте понятную цель. Успешное внедрение всегда начинается с правильного целеполагания. Прежде чем внедрять, ответьте на вопрос - зачем и что вам это даст в конкретных показателях? И это не всегда очевидный эффект. Например, это может быть сокращение времени участия в совещаниях и экономия соответствующих ресурсов. Выбирайте надежного партнера. Максимальная вовлеченность вендора в проект - залог успешного внедрения. Если отношения между заказчиком и разработчиком предполагают лишь вопрос-ответ в формате техподдержки - вероятнее всего, внедрение не будет успешным. Слишком большой риск упустить важную деталь, из-за которой нарушится весь процесс. Чем плотнее идет работа и взаимодействие разработчика и заказчика, чем больше разработчик погружается в процессы компании - тем эффективнее это будет для обеих сторон. Опытный и надежный разработчик, как правило, предлагает и инжиниринг вместе с внедрением - профессиональная команда, сопровождающая внедрение на всех этапах, гарантирует его успех. Не пытайтесь оцифровать все и сразу. Зачастую бывает так, что руководитель, горящий идеей цифровизации, хочет оцифровать все, внедряя одно решение за другим. В результате получаются разрозненные данные по отделам, которые не пересекаются между собой, а иногда и противоречат друг другу. Объять необъятное невозможно, и лучшим решением на старте будет начать с цифровизации простых и понятных процессов. Сделайте цифровизацию главной целью и следуйте ей. Возможно, иногда придется проявлять твердость и категоричность вплоть до увольнения несогласных. Воспринимайте цифровизацию как инвестицию в бизнес, ведь в перспективе это позволит качественно изменить работу всех структур и отделов компании и легче масштабировать бизнес в будущем.