Балашихинская городская прокуратура сообщает: коррупционные правонарушения в сфере закупок

Сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и му-ниципальных нужд подвержена высоким коррупционным рискам. Преступления данной категории являются одними из наиболее общественно опасных проявлений коррупции. Именно поэтому в статье 7 Федерального за-кона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основ-ных направлений деятельности государственных органов по повышению эф-фективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добро-совестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. Наиболее распространёнными нарушениями при осуществлении закупок яв-ляются: — выполнение государственного контракта аффилированными лицами заказ-чика; — осуществление закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государствен-ных (муниципальных) нужд на бесконкурсной основе; — необоснованное завышение цен на приобретаемые товары (работы и услуги); — оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе с применением крите-риев, не предусмотренных конкурсной документацией; — участие в работе конкурсных, аукционных комиссий лиц, лично заинтересо-ванных в результатах размещения заказа, либо лиц, на которых способны ока-зывать влияние участники размещения заказа; Основными способами злоупотреблений при заключении и исполнении госу-дарственных и муниципальных заказов: — аффилированность работников органов государственной власти и органов самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, то есть си-стематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях созда-ния благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой дея-тельности третьих лиц. — ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской дея-тельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок. Значительное количество хищений осуществляется способом, при котором в ходе подготовки государственного или муниципального контракта в техниче-ское задание вносятся так называемые защитные позиции, то есть такие тех-нические требования к продукции, товарам, работам или услугам, которые в состоянии выполнить лишь один «нужный» поставщик. Подобные условия согласовываются «откатополучателем» с «откатодателем» заранее и формули-руются еще до объявления конкурсной документации. К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на стадии, предшествующей выполнению работ, относятся завышение начальной цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым победителем. Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок предусмотрена — ст. 200.4 УК РФ предусматривается ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; — ст. 205.5 УК РФ за подкуп работника контрактной службы, лица, осуществ-ляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг предусмотрена ответственность; — ст. 304 УК РФ предусмотрена уголовного ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В отдельных случаях действия злоумышленников могут квалифицироваться по ст. 159 УК РФ (мошенничество).