Как «серые» майнеры помогли разориться крупнейшей компании Приангарья

«Облкоммунэнерго», несмотря на принадлежность области, хронически сталкивается с финансовыми и управленческими трудностями. Не помогает даже тесное сотрудничество с властями, а недавно вскрывшиеся уловки в оценке потерь электроэнергии вновь поставили её на грань банкротства. Разбираемся, как одна из крупнейших электросетевых компаний Приангарья дошла до жизни такой.

Как «серые» майнеры помогли разориться крупнейшей компании Приангарья
© Свободная пресса

Областное Государственное унитарное энергетическое предприятие «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (ОГУЭП «Облкоммунэнерго») полностью принадлежит Иркутской области. Но несмотря на статус государственной собственности и одной из крупнейших электросетевых компаний региона, компания с 2015 года периодически оказывается в предбанкротном состоянии.

Причиной катастрофических проблем называли сам состав компании, представляющей из себя консолидацию всего неприватизированного советского наследия в руках области. Отсюда и глубокий износ сетей при высоких расходах на по-советски большой коллектив.

Как раз на фоне кризиса 2015 года генеральным директором «Облкоммунэнерго» стал Александр Афиногенов. При нём компания сумела удержаться на плаву, тесно сотрудничая с областными властями. Но Афиногенов – человек не чуждый личных интересов, связан со многими областными деятелями.

При прошлом губернаторе он безуспешно баллотировался в Законодательное Собрание Приангарья от губернаторской команды, уступив Николаю Труфанову.

Но дружба с властью на этом не кончилась. Денис Шершнев, депутат в 2018-2023 годах, последовательно лоббировал интересы «Облкоммунэнерго».

И Афиногенов, и Шершнев, ещё будучи при должностях, состояли в оргкомитете движения «СТОП Тариф», в который также вошёл и майнер Юрий Дромашко.

Майнеры – ещё одна группа, с которой «Облкоммунэнерго» связывают тесные отношения. Причём добытчики криптовалют не обязательно должны вести свою деятельность законно. Так, компания осуществила техническое подключение потребителя из Баяндаевского района на мощность 630 кВт. То, что одно домохозяйство потребляло больше, чем целое садовое товарищество, никого в «Облкоммунэнерго» не смутило, и мощности на нужды «индивидуального жилищного строительства» были выделены.

О том, что потребитель действительно оказался одним из крупнейших «серых» майнеров области, обстоятельно известно из материалов суда, в который в 2021 году обратилась компания-поставщик электроэнергии «Иркутскэнергосбыт». Бремя обеспечения электричеством столь подозрительного объекта легло на неё, и анализ энергетиков подтвердил: ежемесячно два официально жилых дома собственника потребляли более 500 тысяч кВт⋅ч. И вновь, у самого «Облкоммунэнерго» не возникло никаких претензий к нарушителю.

Возможно, именно одна из популярных схем сотрудничества нечистых на руку сетевиков с «серыми» майнерами привела к недавним крупным финансовым проблемам «Облкоммунэнерго».

В ноябре 2023 года ФАС выпустила постановление № CП/98073/23, в котором обвинила службу по тарифам Иркутской области в некачественном анализе уровня потерь электроэнергии «Облкоммунэнерго» при ее передаче по сетям, а само «Облкоммунэнерго» – в установке этих потерь на экономически необоснованном уровне.

Известно, что полностью или частично работающие «в серую» майнеры часто используют схему с «потерями» электроэнергии. Заинтересованные энергетики поставляют им полный объём, однако майнеры платят лишь за часть электричества. Остальное просто списывается как «технологические потери».

Так или иначе, вызывают вопросы одновременные нарушения областной службы при анализе потерь и принадлежащей области компании при их установке. Хотя в отношении ни одной другой иркутской сетевой компании проверка ФАС нарушений не выявила.

Итогом стало решение Правления службы по тарифам Иркутской области от 29 февраля 2024 года. Служба исполнила предписание ФАС и изъяла у «Облкоммунэнерго» 1,45 миллиарда необходимой валовой выручки в 2024 году. При этом, ещё большая изъятая сумма была перераспределена на следующие годы, поскольку суммарно единовременное изъятие составляло 89,6% необходимой валовой выручки «Облкоммунэнерго», что могло привести к банкротству компании.

Уже через 4 дня после решения службы по тарифам, в Интернете сообщили об увольнении генерального директора Александра Афиногенова. Официально генеральный директор сменился 11 марта 2024 г., им стал Максим Давыдов, главный инженер компании, в 2015 году уже занимавший этот пост, тоже в связи предыдущим предбанкротным состоянием компании.

Уволившись, Афиногенов не ушёл из сферы энергетики. С 17 октября 2024 г. он является соучредителем и президентом Ассоциации «Потребителей электрической энергии в Иркутской области».

В состав учредителей также входят вышеупомянутый бывший депутат Денис Шершнев и ООО «КВАДРАТ» (бывшего) руководителя проекта в учрежденном Шершневым ООО «БСЭС-Иркутск» Артема Васина, в виды деятельности которого входит код, используемый в том числе для майнинга и купли-продажи криптовалют.

Но итоги директорства Афиногенова нельзя назвать положительными, даже оставив за скобками бьющие по «Облкоммунэнерго» решения ФАС. Фактически, компания вступила в новую фазу своего перманентного кризиса. По данным «Контур.Фокуса», [MOU1] на протяжении всех последних лет у компании падает выручка. За 2023 год получен чистый убыток в размере 1,46 млрд рублей. Негативными были и предыдущие годы, но именно последние два года при росте себестоимости продаж и падении валовой прибыли чистые убытки особенно растут:

По всей видимости, это вызывает многочисленные задержки зарплат, судя по количеству открытых исполнительных производств, не считая недавно взысканных на сумму более 60 миллионов рублей.

Также, судя по данным об открытых вакансиях, одновременно с невыплатами из компании ушли ценные специалисты – начальники районных электрических сетей, ведущие инженеры.

«Облкоммунэнерго» находится в критическом финансовом положении. Областные власти пытаются стабилизировать компанию, рассматривая её как кандидата на статус системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО). Но даже присвоение статуса не исправит того, что «Облкоммунэнерго» – балласт областного масштаба, поддерживаемый на плаву исключительно волей регионального правительства. Учитывая финансовые проблемы, сговоры с «серыми майнерами» и претензии ФАС, компания, похоже, быстрее обанкротится, чем сумеет наладить управление сетями всей области.