Вопрос ребром для «Суперджета»: Отказаться раз и навсегда или вложить миллиарды в переделку?

Авиаинцидент в Анталье, где 25 ноября после жесткой посадки загорелся самолет, прибывший из Сочи, уже далеко не первый, когда стойка шасси пробивает топливный бак. После такого ЧП в 2018 году Межгосударственный авиационный комитет (МАК) рекомендовал разработчику внести изменения в конструкцию шасси для снижения рисков.

Вопрос ребром для «Суперджета»: Отказаться раз и навсегда или вложить миллиарды в переделку?
© Свободная пресса

Причиной разлива топлива и последующего возгорания самолета авиакомпании «Азимут» при посадке в аэропорту Антальи мог стать сильный удар воздушного судна о полосу при посадке вследствие неблагоприятных погодных условий. Об этом сообщили в «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК, производитель Superjet 100).

Обстоятельства произошедшего предстоит установить специально созданной комиссии, добавили в ОАК. Регулярность вылетов воздушных судов этого типа в коммерческих авиакомпаниях РФ в 2024 году находится в пределах 97–98%. То есть это, можно сказать, основа нашего отечественного авиапарка…

То, что происходит с «Суперджетами», уже превращается в систему. 10 октября 2018 года Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Якутия», следовавший из Улан-Удэ, при посадке в Якутске выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. При этом подломились основные опоры шасси. На борту находился 91 человек, в том числе семь детей. Пострадали несколько человек.

5 мая 2019 году произошла настоящая трагедия. SSJ 100 в аэропорту Шереметьево выполнял плановый рейс по маршруту Москва-Мурманск. Но через 27 минут после взлёта был вынужден вернуться в аэропорт вылета из-за технических неполадок на борту.

Во время грубой посадки лайнер получил повреждения от «козления», которое стало причиной пожара, в результате которого самолёт частично разрушился и сгорел. Из находившихся на борту 78 человеке погиб 41…

Естественно, россияне все чаще задаются вопросом: а насколько вообще безопасен Sukhoi Superjet? С этим вопросом мы обратились к заслуженному пилоту СССР, председателю комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олегу Смирнову.

- Авиационные происшествия с «Суперджет-100» носят схожий характер. Это говорит об ошибках проектирования. Движущиеся части шасси пробивают топливные баки, в итоге начинается пожар.

Что делают крупнейшие западные корпорации, когда в автомобиле их марки находят системную ошибку? Просто останавливают производство и дорабатывают модель.

У нас же 150 летающих «Суперджетов», составляющих основу нашего авиапарка, продолжают оставаться миной замедленного действия для десятков, сотен людей. Но эти самолеты почему-то считаются годными для полетов, хотя дефект в них остается не устраненным.

«СП»: Известно, что МАК вынес обязательное предписание – устранить обнаруженный в «Суперджет-100» дефект. Почему он до сих пор не устранен и самолеты, несущие риск для жизни людей, летают?

- Я считаю, что в этом уже должны разбираться компетентные органы. Я бы вообще выпустил новый самолет этого типа, особенно учитывая, что помимо уже названного дефекта там российско-французский двигатель со всеми его недостатками, который, по понятным причинам, не может быть отремонтирован.

«СП»: Вы считаете реальным выпустить в ближайшее время новые «Суперджеты»? Нам бы с МС-21 и ТУ-214 разобраться…

- Для полной замены 150 самолетов «Сухой Суперджет» надо изготовить 300 двигателей. Я считаю эту задачу на ближайшее время нереальной. Все это будет стоить космических денег. С другой стороны, Superjet –100 – достаточно старая модель, в этом самолете многое изготовлено по технологиям 30-40-летней давности...

МАК предписал внести множество изменений, которые касаются и крыла, и креплений, и шасси… Я считаю, проще поставить эти самолеты к забору и сосредоточиться на изготовлении новых моделей, работая над ними в формате мобилизационного режима.

Продолжает тему руководитель сервиса безопасности полетов RUN Aviа Андрей Патраков.

- «Суперджеты-100» составляют сегодня основу авиапарка страны. Сегодня у нас 300 таких самолетов, из них летают более 100. Если мы их выведем из эксплуатации, это будет серьезным ущербом для провозных мощностей в России. К тому же двигатель ПД-8, который мы собираемся ставить на обновленные «Суперджеты», еще не готов.

«СП»: На днях произошло знаковое событие – несколько Конструкторских бюро объединили в ОАК. Это поможет создать наконец собственный, отечественный авиапарк в России?

Объединенную авиастроительную корпорацию, куда вошли КБ Туполева и КБ Яковлева, а в перспективе войдут и другие конструкторские бюро, возглавил Вадим Бадеха.

По задумке «Ростеха», это должно ускорить создание собственного авиапарка в России. Но если хотите мое экспертное мнение, никакой тысячи самолетов к 2030 году мы все равно не получим. От силы создадим с десяток. Увы, это реальность с учетом технических возможностей, которые мы на сегодня имеем.