Синергия налоговой системы и маркетплейсов: взаимная польза и поддержка
С 2025 года в России заработает усовершенствованная налоговая система, которая предусматривает, в частности: увеличение ставки налога на прибыль; введение пятиступенчатой прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц; увеличение лимитов УСН и введение НДС для "упрощенцев", которые заработали более 60 млн рублей.
Указанные изменения направлены на создание более справедливой налоговой системы, в которой отчисления в бюджет будут соразмерны объемам бизнеса и росту доходов. А справедливое налогообложение - одна из мер поддержки малого и среднего предпринимательства, считает Сергей Малышев, генеральный директор Мегамаркета.
Прогрессивная шкала и увеличение лимитов упрощенной системы налогообложения направлены на стимулирование развития малого и среднего бизнеса, в том числе в электронной коммерции. Для начинающих предпринимателей установлены более выгодные условия налогообложения.
Для тех кто уже в бизнесе также предусмотрены стимулирующие меры, направленные на обеление бизнеса. Так, для тех, кто ранее нарушал налоговое законодательство, прибегая к искусственному дроблению бизнеса, предлагается отказаться от этой практики в 2025 и 2026 гг. и получить право на налоговую амнистию за аналогичные нарушения, совершенные в период 2022-2024 гг.
Предложенные реформой меры должны увеличить количество малых и средних предприятий (МСП) работающих легально, что, в свою очередь, улучшит показатели налогового здоровья и прозрачности рынка в целом.
Роль маркетплейсов
В сегменте электронной коммерции без агрегированной информации маркетплейсов сложно выстроить полную картину жизни рынка. Информационные возможности маркетплейсов с каждым годом охватывают все больше продавцов, в том числе являющихся субъектами МСП.
Как итог маркетплейсы смогут выполнять функции информационных посредников, что позволит:
упростить взаимодействие между продавцами, субъектами МСП, и налоговыми органами, высвободить тем самым ресурсы продавцов, субъектов МСП, и направить их на развитие собственного бизнеса (например, информирование от маркетплейсов поможет снизить количество вопросов регуляторов)сформировать у налоговых органов более полную картину о рынке электронной коммерции для принятия эффективных и точечных решений по регулированию и поддержке МСП.
Маркетплейсы предоставляют платформу для продаж и доступ к широкой аудитории, привлекая на свои площадки с каждым годом все новых МСП. Мы так же, как и государство, заинтересованы в поддержке продавцов на наших площадках. Помимо прочего, мы можем помочь им наладить информационный обмен в части налогов, став буфером между бизнесом и налоговыми органами", - говорит Малышев Сергей.
Однако новая роль и участие в налоговом оздоровлении рынка электронной коммерции потребуют от маркетплейсов определенных инвестиций. Например, основными статьями расходов могут стать развитие внутренней технологической инфраструктуры и интеграция с сервисами ФНС России. Потребуется провести информационно-просветительскую деятельность в отношении субъектов МСП и обеспечить поддержку нового функционала.
Сергей Малышев: "Если с нашей помощью теневая часть рынка электронной коммерции увидит свет, то это внесет вклад в создание прозрачной среды для минимизации серых зон, которые могут приводить к потерям бюджета и ухудшению качества сервисов онлайн-торговли. Также мы расцениваем подключение маркетплейсов к информационному обмену как инструмент снижения административной нагрузки наших партнеров".
"Встречное" движение со стороны государства
Сергей Малышев считает, чтобы маркетплейсы могли эффективно выполнять новую роль, необходимо встречное движение со стороны государства в области налогообложения. По его мнению, такая поддержка могла бы включать несколько ключевых мер:
закрепление принципа "нейтралитета", что означает отсутствие штрафов за исполнение маркетплейсами роли информационного посредника между налоговыми органами и МСП;поддержка IT-сегмента электронной коммерции через расширение доступа маркетплейсов к ИТ-льготам по НДС, налогу на прибыль и страховым взносам.
При этом льготы для маркетплейсов, исполняющих функции информационных посредников, не будут ставить онлайн торговлю в преимущественное положение перед оффлайном. Так как, по мнению Сергея, это соразмерный и ожидаемый ответ на те инвестиции и дополнительное бремя, которые потребуется нести бизнесу для обеспечения поддержки МСП и повышения уровня прозрачности рынка электронной коммерции.
Собеседник отметил, что маркетплейсы рассчитывают, что меры налоговой поддержки будут распределяться государством соразмерно вкладу игроков в развитие своих рынков и их социальной ответственности перед младшими партнерами.