Войти в почту

Почему растет спрос на доставку из ресторанов

Кафе и рестораны с недорогой едой фиксируют в этом году существенный рост спроса на доставку блюд (10-20%), рассказали "РГ" участники рынка. Россияне хотят побаловать себя вкусным на фоне роста доходов и отсутствия зарубежных поездок. Рост наверняка продолжится, считают эксперты.

Почему растет спрос на доставку из ресторанов
© Российская Газета

Так, в TanukiFamily доставка в деньгах выросла на 17,4%, по данным сентября, по сравнению с тем же периодом 2023 года. В 2023 году по сравнению с 2022-м рост составил всего 2%. В компании связывают рост выручки с желанием россиян больше тратить на рестораны на фоне отказов от зарубежных поездок и дорогих покупок. Также есть интерес к новинкам, а они могут быть дороже.

У ресторатора Сергея Миронова в сети заведений "Мясо&Рыба" роста доставки не наблюдается, но зато в чебуречных, где средний чек доставки составляет всего 1 тыс. руб., спрос на доставку действительно высокий, утверждает Миронов. Есть точки, где доставка превышает в полтора раза объем торговли на месте.

Похожие тенденции характерны и для всего рынка, считает он. Растет доставка недорогой еды из ресторанов, чего не скажешь о более премиальном сегменте. "Дорогая еда все-таки в доставке частично теряет свои свойства. Как заказывать на дом дорогой стейк? И когда человек выбирает между доставкой и походом в ресторан, если это блюдо хорошего ресторана, он чаще предпочитает пойти поесть там на месте. А суши, пицца, бургеры при доставке мало теряют свои свойства", - говорит Миронов.

Средний чек доставки в "Теремке" в этом году вырос на 10%. Впрочем, доля доставки стабильная, как и в 2023 году. В рост этого направления компания не инвестирует, для сети важнее, чтобы гости физически посещали рестораны, говорит основатель и управляющий сети Михаил Гончаров. Но отказываться от доставки компания не планирует, ведь если на сайте или в агрегаторе доставки люди не найдут "Теремок", они закажут у других.

Сейчас объем потребления готовой еды в доставке из ресторанов оценивается в 479 млрд руб. А к 2030 году он может вырасти в 2,3 раза - до 1,1 трлн руб.

Рост спроса на доставку блюд из ресторанов - уже многолетний тренд, отмечает гендиректор группы компаний "Шоколадница" Олег Подгорный. В этом году он не наблюдает какого-то необычайного роста: даже были периоды, когда брали больше в одном заказе, но меньше в штуках.

Во-первых, все больше ресторанов подключаются к этому сервису, то есть растет конкуренция. Во-вторых, большую роль в доставке готовой еды стали играть ретейлеры. В-третьих, доставка через агрегаторы (особенно в плохую погоду, в период больших пробок на дорогах) получается дорогой. А для ресторанов с низким чеком это достаточно критично: люди не готовы переплачивать.

Тем не менее Подгорный считает, что спрос на доставку из ресторанов в ближайшие пару лет будет расти на десятки процентов. Хотя при существующем дефиците кадров рестораторам придется за них бороться, из-за чего будет повышаться стоимость доставки, эта же причина будет подталкивать рост спроса на доставку. Зарплаты растут. А когда люди начинают зарабатывать больше, они начинают позволять себе чуточку больше, считает эксперт.

Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров говорит, что доставка из ресторанов давно стала обыденностью - даже в 30-е годы прошлого века доставляли еду из домовой кухни. В наше время развитие доставки подстегнул ковид. Спрос на доставку будет расти и дальше, но до определенного момента. Люди все равно будут выбираться в рестораны. Ведь ресторан - это не только про еду, важно общение и атмосфера, считает Бухаров.

По данным "РБК. Исследования рынков", сейчас объем потребления готовой еды в доставке из ресторанов составляет 479 млрд руб. К 2030 году он может вырасти в 2,3 раза - до 1,1 трлн руб. При том что весь рынок готовой еды (плюс сам общепит, готовая еда из магазинов, доставка рационов питания) сейчас составляет 3 802 трлн руб., а к 2030 году может вырасти до 10 167 трлн руб. Причем больше половины этого роста будет обеспечено увеличением потребления, а не удорожанием блюд. Сейчас доля готовой еды в структуре трат россиян составляет всего 14,7%, а вырастет до 21,4%, прогнозируют эксперты. Способствовать этому будут увеличение доходов, расширение ассортимента готовой еды и планомерный отказ россиян от готовки дома в пользу покупки или заказа готовой еды.