Войти в почту

Эксперты оценили риски и доходность от покупки облигаций лизинговых компаний

Вместе с повышением ключевой ставки существенно растут доходности биржевых долговых инструментов. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, уже в декабре с очень высокой долей вероятности ставка вырастет еще больше, а вместе с ней - проценты по облигациям. "РГ" узнала у биржевых экспертов, стоит ли пытаться заработать на долгах лизинговых компаний.

Эксперты оценили риски и доходность от покупки облигаций лизинговых компаний
© Российская Газета

Нельзя откладывать

В целом лизинговый бизнес в России чувствует себя хорошо благодаря нескольким трендам, зародившимся примерно два года назад. В разговоре с "РГ" управляющий партнер консалтинговой компании "2Б Диалог" Борис Богоутдинов отметил, что в прошлом году главным драйвером лизингового рынка стал отложенный спрос. Другим ключевым фактором стал дефицит импортной техники. Как следствие - инфляционное давление подталкивало суммы сделок к постоянному росту.

Аналитик "Цифра брокер" Владимир Корнев соглашается с этим мнением, подчеркивая, что растущий спрос на лизинговые услуги является следствием корпоративных потребностей в обновлении парка основных средств. Им зачастую выгоднее платить проценты по лизинговым сделкам, чем откладывать покупку техники до того момента, пока она не станет еще дороже.

В целом в России достаточно много способов выгодно инвестировать в различные финансовые компании. Существенное преимущество игроков на рынке лизинга в том, что даже начинающему инвестору будет несложно разобраться в их отчетностях, так как компании оперируют в основном двумя продуктами: финансовым и операционным лизингом. Но не только это делает их привлекательными.

"В лизинговой сделке всегда есть актив, который приобретается для клиента и остается в собственности у лизингодателя до конца срока, - объясняет генеральный директор "Лизинг-Трейд" Алексей Долгих. - Это значит, что портфели лизинговых компаний полностью обеспечены имуществом, которое при непоступлении платежей и расторжении договора можно изъять и продать".

Руководитель направления рыночной аналитики инвестиционной компании "Юнисервис Капитал" Екатерина Маевская, говоря о положительной стороне таких инвестиций, предлагает обратить внимание на цифры. Приведенные экспертом данные показывают, что по итогам девяти месяцев 2024 года продажи легкового коммерческого транспорта в лизинг выросли на 24 процента, а стимулом к этому росту стала экспансия китайских. В целом за первое полугодие совокупный портфель лизинговых сделок достиг рекордных 10,8 триллиона рублей.

Общая турбулентность

Алексей Долгих из "Лизинг-Трейд" отмечает, что в основном рынок лизинга в значительной степени представлен дочерними компаниями крупных банков. Риск в таких облигациях почти такой же, как и в банке, но доходность обычно выше. Среди независимых компаний, по его словам, есть много достойных организаций с показателями даже лучше, чем в банковских группах. Но даже несмотря на это, макроэкономическая ситуация в стране создает определенные риски и для таких компаний.

Владимир Корнев из "Цифра брокер" объясняет, что проводимая Банком России жесткая денежно-кредитная политика вполне может стать причиной роста неплатежей в экономике уже в следующем году. По его мнению, наблюдаться это будет прежде всего в сегменте малого и среднего бизнеса, представители которого и являются чаще всего клиентами небольших лизинговых компаний.

"На данный момент всплеска неплатежей клиентов лизинговых компаний мы пока не наблюдаем. Постоянное повышение рыночной стоимости предметов лизинга вследствие инфляции делает для клиентов дефолт крайне невыгодным: в результате последующего изъятия предмета лизинга они лишаются ликвидного актива, стоимость которого постоянно растет", - говорит собеседник "РГ".

В случае неплатежей лизинговое оборудование можно изъять для продажи и закрытия суммы долга

Другая проблема, по мнению Екатерины Маевской из "Юнисервис Капитал", состоит в том, что в текущих условиях лизинговые компании могут столкнуться с проблемой фондирования. Банки пересматривают условия по кредитам, а инвесторы требуют очень высоких доходностей по новым выпускам, а без очень существенных премий лизинговые компании не находят спрос на свои долговые бумаги.

Рисковая ставка

Борис Богоутдинов отмечает, что на данный момент купонная доходность лизинговых компаний, если говорить про "Европлан", "Аренза-Про", "РЕСО-Лизинг", находится в районе 26 процентов, при этом у большей части эмитентов этот показатель находится в диапазоне 9-14,5 процента. Учитывая, что до конца года ключевая ставка может быть повышена до 22-22,5 процента, цифры будут еще выше.

Начальник отдела кредитного анализа и макроэкономики УК "РСХБ Управление Активами" Павел Паевский добавляет, что облигации лизинговых компаний интересны для инвестиций, потому что обычно предлагают дополнительную премию к доходности в сравнении с эмитентами из многих других отраслей при сопоставимых рейтингах.

"К примеру, по облигациям лизинговых компаний в рамках рейтинговой категории "АА" с фиксированным купоном среднее значение спреда к ОФЗ в начале ноября составляло 495 базисных пунктов, в рейтинговой категории "А" - 820 базисных пунктов при среднем значении по рынку на уровне 687 базисных пунктов", - говорит эксперт.

Павел Паевский из УК "РСХБ Управление Активами" предупреждает, что инвестиции в облигации лизинговых компаний, как и все остальные, должны быть предварительно оценены на предмет кредитного качества их лизинговых портфелей с точки зрения отраслевого риска, объема и уровня просроченной и проблемной задолженности, динамики основных финансовых показателей. Алексей Долгих также отмечает, что рынок облигаций находится под давлением, доходности растут, поэтому инвестору следует быть осторожным и соблюдать риск-политику и диверсификацию.