Войти в почту

Михаил Коршунов из 5-го "Ю" класса

Михаил Коршунов происходил не из простого народа. На 19 ноября 1924 года, на момент рождения отпрыска, семья жила в пригороде Симферополя, а ее глава Павел Семёнович был заместителем наркома земледелия Крымской АССР. Через пять лет Павла Коршунова перевели в Москву на должность инструктора Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Он получил квартиру в Москве в знаменитом Доме на набережной, где обитала вся московская элита. Оттого Михаил с детства был дружен с писателем Юрием Трифоновым – сыном профессионального революционера и жителем того же Дома. Мальчики сблизились в 19-й школе им. Белинского на Софийской набережной, где учились. Павлу Семёновичу удалось пережить пору Большого террора без потерь. В 1938 году он стал председателем "Интуриста". Во время войны старший Коршунов трудился на военном заводе и участвовал в обороне столицы. Тогда как семью его эвакуировали. Юный Михаил в роковом 1941-м был девятиклассником. В 1942 году Коршунов окончил 10-ый класс и попросился добровольцем в действующую армию, но его на фронт не взяли. Юноша поступил в Харьковское военно-авиационное училище и продолжил обучение в Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии. В 1945 году Михаила Коршунова приказом перевели в Институт международных отношений. Все же у детей ответственных работников в СССР были совсем другие "социальные лифты", нежели у сыновей техничек… Интересно, что учеба "на летчика" никак не отразилась в прозе Коршунова. Меж тем решение заняться литературой он принял еще в молодые годы. И стал действенно стремиться к его реализации. Параллельно с учебой в МГИМО Михаил ходил на лекции в Литературном институте имени А. М. Горького, так как уже писал короткие рассказы и желал, чтобы их анализировали. И вместо того, чтобы строить дипломатическую карьеру в 1947 году Коршунов перешел из МГИМО в Литературный институт на первый послевоенный курс, который потом назвали "лейтенантским", и откуда вышли многие корифеи советской прозы и поэзии. Михаил попал на семинар Константина Паустовского – и сразу понял, каким счастьем это было для него и для товарищей по семинару. "Почти все наши были с ранениями, контузиями, много пережившие, убивавшие сами и посылавшие на смерть других. <...> Константин Георгиевич это понимал. К себе в семинар он мог принять по одной-двум фразам. Человек притащил ему, скажем, толстую-претолстую рукопись, а в ней "мусору"!.. А Паустовский вдруг различит в этой груде "золотую пылинку..." – писал он впоследствии в воспоминаниях. Знаменитый писатель давал рекомендации начинающим литераторам осторожно, деликатно, но по делу. К слову, именно Паустовский убедил Коршунова в том, что лучше ему писать для детей. Ведь первые рассказы Михаила, вышедшие в 1948 году в альманахе "Молодая гвардия" и журнале "Молодой колхозник", были обыкновенными, "взрослыми". Но Константин Георгиевич разглядел в них потенциал писания для детей. Как известно, это надо делать так же, как и для взрослых, только лучше. Когда Коршунов стал сочинять для ребят, ребята это оценили. С 1953 года Михаил Павлович сотрудничал с журналом "Мурзилка", по публикации в котором его рассказы и нашли первую постоянную читательскую аудиторию. Также печатался в журналах "Пионер", "Костер", "Юность". В 1953 году вышел в свет первый сборник рассказов для детей "Ясные криницы". Годом позже – книга "Дом в Черемушках". Это добрая и смешная история, как дядя с племянником летом отдыхали на даче. Повесть была написана по собственным воспоминаниям. Вообще, Коршунов не чурался в книгах использовать личные впечатления и наблюдения. В зрелости Михаил Павлович много путешествовал по стране и отовсюду привозил блокноты с заметками, потом ложащимися в рассказы. Также его герои ходили в геологические экспедиции, работали на высокогорных станциях, путешествовали по белорусским лесам. В его книгах часто "происходили" реальные эпизоды из жизни. Читатели это любили. Фото книг: Библиотека семейного чтения - филиал №3 г. Рязани, страница ВКонтакте В 1956 году Михаил Коршунов вступил в Союз писателей СССР – и у него пошли издания книг как из пулемета. Подряд вышли сборники рассказов "Красные каштаны", "Пёс малыш", "Лепестки красного огня". В начале 1960-х годов Коршунов собрал книгу из текстов, отданных ранее детским журналам: "Мухоморовы шляпы", "В зимнем городе", "Клетчатое чучело", "Когда замерзли дожди". А знаменитый "5-Ю класс" появился в 1968 году в книге повестей "Школьная вселенная". Эти сочинения резко отличались от привычного дискурса советских писателей, обращающихся к школьному бытию. В них не было слащавости, дидактизма, наставительности. Достаточно сказать, что литера класса "Ю" была взята не только потому, что такого класса не могло быть ни в одной в советской школе. Формально литеры присваиваются по количеству классов в учебном потоке – мол, чем больше учеников, тем больше букв задействовано. А фактически лучшая в мире школа подчинялась строгим иерархическим правилам. Во-первых, для детей "избранных" существовали особые школы – и уж Михаилу ли Коршунову, ребенку из Дома на набережной, было об этом не знать?.. Во-вторых, даже в рядовых общеобразовательных школах в класс "А" собирали детей "чистой публики", важных и полезных родителей, в класс "Б" – чад родителей попроще и далее по нисходящей. По этой логике, в классе "Ю" должны были учиться сплошные маргиналы. Нет, ребята из "Школьной вселенной" Коршунова не маргиналы. Они просто подростки со всеми сложностями взросления, межличностных отношений и непоколебимой тягой к шалостям, плавно переходящим в хулиганства. Центральные персонажи повестей – близнецы Стаська и Славка. Они так похожи, что, дабы не путать, Славку обрили налысо. Это сделала не кто иная, как родная мама. В результате Стаська слывет красавцем и сердцеедом, а Славка – замухрышкой. Вот и исток всех конфликтов. В одной из историй Славка наставил двойки в классный журнал всем девчонкам – поклонницам брата. Стаська не остался в долгу и нарисовал колы приятелям Славки. А потом весь пятый "Ю" временно объединился, чтобы с фонарями искать по книжным развалам города новый классный журнал… Тему "5-Ю" писатель продолжил в сборнике "Трагический иероглиф", заглавной в котором была одноимённая повесть. Содержание ее соответствует названию: противостояние братьев ширится, формируются уже едва ли не группировки, сторонники Славки тоже бреются наголо… Это уже не детские игры, а социальное поведение в миниатюре. Но стоило Стаське тоже сбрить свою роскошную шевелюру, как класс оказался в недоумении: а из-за чего мы воевали-то?.. К сожалению, во взрослой жизни проблемы самореализации и создания "своих" кланов так просто не решаются… Но нельзя не признать, что далеко за "красную линию" писатель Коршунов не заходил. Он продергивал некоторых педагогов и использовал простой бесхитростный язык с некоторыми канцеляризмами, намекая на "казенность" учебного процесса. Но он не мог показать школу в совсем уж неприглядном виде. Потому преподаватели у него в массе своей были симпатичными людьми, а школа в целом – неплохим местечком. Но чтобы не было совсем уж скучно, порой Коршунов допускал в повествования фантастические элементы в духе магического реализма. Например, однажды в школу с "5-Ю" приехал… настоящий ковбой на настоящей лошади. Пообщался с ребятами и взял у Темы Новикова взаймы рубль, чтобы поесть и накормить скотину. А потом Тема получил почтовый перевод на рубль без обратного адреса… Как хотите, так и толкуйте. Например, что долги надо возвращать, даже если они сделаны в иных мирах. Итак, Коршунов написал уйму рассказов и повестей для младших школьников и подростков: "Наша компания", "Друзья и знакомые", "В зимнем городе", "Журавлиная геометрия", "Девять возвращений", "Крабий тупик", "Детские секреты". В 1972 году в издательстве "Детская литература" вышел его роман "Бульвар под ливнем", который через несколько лет экранизировали под названием "Концерт для двух скрипок". Вообще, по его произведениям были сняты художественные фильмы и диафильмы – устаревшая уже разновидность слайд-шоу с титрами. Серию диапозитивов, неподвижные картинки, собирали в короткометражный фильм из 20–50 кадров. Кадры меняли вручную. Для просмотра был предназначен специальный домашний прибор – фильмоскоп. У меня такой был. Фильмоскоп и диафильмы отлично заменяли школьникам 1980-х дефицит детского кино на тогдашнем телевидении… Нет, картин снималось много, но шли они по телевидению в строго предназначенные часы, так как работало всего четыре общесоветских канала, и попросту скрасить свой досуг просмотром любимого мультика было из области невозможного. Если у тебя не имелось фильмоскопа, конечно. Михаил Коршунов часто поднимал в своей прозе тему выбора профессии. Он прекрасно знал, что у тех, кто не из Дома на набережной, с этим могут быть проблемы. Рабочие профессии, несмотря на декларированную гегемонию рабочего класса и колхозного крестьянства в СССР, считались презренными. В каждой школе имелась завуч с халой на затылке, которая орала непослушным подросткам: "В ПТУ пойдете, дебилы!.." Коршунов не рисовал таких антипедагогов, но о том, что нет греха ни в какой профессии (не имеются в виду криминальные), написал романы "Подростки", "Требуется дворник", "Воскресный день". Кадр из фильма "Концрт для двух скрипок". Сам Сергей Михалков высоко ценил творчество Коршунова. И не только он. В 1974 и 1982 годах писатель получал премии Госкомиздата РСФСР за лучшую детскую книгу. Михаил Павлович не ограничивался художественной прозой. Он писал для периодики очерки о героях своего времени – от участников Великой Отечественной войны до ученых или рабочих. А в конце 1980-х годов Коршунов стал писать для взрослых. То ли выросли все герои "Школьной вселенной"; то ли время диктовало более серьезные и политизированные темы. Еще в 1985 году, на заре перестройки, писатель опубликовал роман "Автограф" о судьбе и месте в обществе творческой личности. И вместе с женой, Викторией Романовной Тереховой, Коршунов, наконец, написал книги об отчем доме (Доме на набережной): в 1995 году – "Тайна тайн московских", в 2002 году – "Тайны и легенды Дома на набережной". Они одними из первых открыли массовому читателю секреты обиталища первых лиц СССР (ведь знаменитая одноименная книга Юрия Трифонова – скорее, беллетризованные заметки об истории собственной семьи, чем рассказ о жизни в Доме изнутри). В 1990 году Коршунов выпустил сборник новелл "Мальчишник", посвященный А. Пушкину и М. Лермонтову. Михаил Павлович Коршунов умер 15 августа 2003 года в Москве, где и похоронен. Говорят, что его книги и сегодня переиздаются. Но, каюсь, я их не видела на прилавках… А жаль. Ведь тема взросления и прохождения через школу актуальна во все времена. И произведения Коршунова – это действительно качественная детская проза. Тексты с таким "знаком качества" не устаревают, как бы время ни менялось.

Михаил Коршунов из 5-го "Ю" класса
© Ревизор.ru