Иноагентам запретят кормить россиян
Некоторые иностранные компании поддержали санкции и ушли из России. Оставшиеся передали в пользование или продали дочерние предприятия отечественным бизнесменам. При этом производства остаются филиалами иностранных брендов. Поэтому Минсельхоз предложил отказать организациям, которые находятся в перечне иноагентов, быть агроагрегаторами. Продукты каких марок могут исчезнуть из магазинов и почему их хотят убрать с рынка, разбиралась «Парламентская газета».
История вопроса
В августе 2024 года во исполнение поручения спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко об усовершенствовании инфраструктуры сбыта фермерских товаров приняли законы, определяющие, что это за продукция, и предписывающие создать агроагрегаторы как одну из структур ее сбыта. Они вступят в силу 1 марта 2025 года.
Агроагрегаторами будут считать компании, которые закупают у фермеров продукты, перерабатывают, упаковывают, маркируют и доставляют в магазин. Небольшим сельхозпроизводителям это удобно, так как не все готовы сами заниматься упаковкой и доставкой или торговать на рынке. Как пояснял соавтор закона, глава Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных, приоритет в получении такой помощи будет у производителей фермерской продукции и созданных ими сельскохозяйственных кооперативов.
У агроагрегатора должно быть не менее пяти поставщиков, работающих на территории одного региона. Доля одного поставщика в общем объеме закупаемой продукции не может превышать 20 процентов.
Документ, опубликованный для обсуждения Минсельхозом в ноябре 2024 года, предлагает не пускать в агроагегаторы и их поставщики организации, находящиеся в перечне иноагентов.
Условно отечественные йогурты
В апреле 2024 года организация «Общественная потребительская инициатива» обратилась в Генпрокуратуру с предложением защитить отечественный рынок от «перекрасившихся» иностранных компаний. Как рассказал «Парламентской газете» председатель организации Олег Павлов, присутствие зарубежного иностранного бизнеса в критически значимых отраслях — транспорте, сельском хозяйстве — рискованно тем, что иностранное государство получает доступ к важной информации. Например, о грузоперевозках, товарных запасах и их остатках. По большому счету речь идет о знании структуры нашей экономики, маршрутах и объемах поставок продовольствия, что прямо влияет на национальную безопасность.
«Никаких законодательных запретов для участия в деятельности агрегаторов различных иностранных компании нет, — отметил Павлов. — Исход иностранного капитала, который наблюдался с 2022 года, был обусловлен не нашими ограничениями, а иностранными санкциями. Но в результате иностранного вмешательства могут встать поставки, отгрузки, товаропроводящие цепочки, что может привести к временному дефициту какого-то товара».
Ушли, чтобы остаться
По словам Павлова, хотя массовый уход иностранных компаний состоялся, некоторые перепоручили руководство производствами, расположенными в России, отечественным менеджерам или перепродали дочерние организации российским предпринимателям, что не исключает увод денег в бюджеты недружественных государств.
«В этом вопросе надо еще разбираться, — сказал эксперт. — Потому что некоторые компании, которые работают в различных сферах, имеют связь с иностранными юрисдикциями либо какие-то владения в иностранных юрисдикциях».
В представленном общественной организацией списке оказались «Вимм-Билль-Данн», PEPSICO, «Гербалайф», «Данон», «Кока-Кола», «Колгейт-Палмолив», «Нестле», «Ферреро Руссия», «Арла Фудс», «Хейнекен», Baskin Robbins, «Кампина», «Валио», «Тетра Пак», «Элопак», Gallina Blanca и многие другие.