Парфюмерия Союзного государства движется к импортозамещению
России и Беларуси стоит создавать свои предприятия синтеза душистых веществ, чтобы развивать парфюмерное производство, считают эксперты "СОЮЗа". Спрос на отечественную продукцию растет. Производство спирта на союзном рынке уже налажено, в расширении мощностей для выпуска конечной продукции также наметился прогресс.
Увеличить свои производственные мощности удалось группе компаний "Арнест", российскому производителю косметической продукции и товаров бытовой химии. Она приобрела бизнес в России и Беларуси у нидерландско-британской компании Unilever, одного из мировых лидеров на рынке пищевых продуктов, товаров бытовой химии, парфюмерии. Сделка поможет увеличить темпы импортозамещения в парфюмерии.
Тем более что спрос на отечественную парфюмерию растет. По данным Центра развития перспективных технологий, на отечественные парфюмерные бренды в первом квартале 2024 года пришелся 71% рынка.
Растет и производство. По данным оператора системы маркировки "Честный знак" - Центра развития перспективных технологий, за первое полугодие 2024 года объем производства парфюмерной продукции в России составил 51,6 миллиона флаконов. Это рекорд: в 2021-м за тот же период было выпущено 39,5 миллиона флаконов, в 2022-м - 34,7 миллиона, а в 2023-м - 39,3 миллиона.
Увеличивается и спрос на этиловый спирт, который используется в парфюмерии в качестве растворителя. По данным Госдумы, если объемы закупки производителями спиртосодержащей непищевой продукции в 2021 году составили 3,8 миллиона декалитров, то в 2022-м - уже 4,2 миллиона декалитров, а в 2023-м - 4,5 миллиона декалитров. Для борьбы с фальсификатом в парфюмерно-косметической отрасли даже предлагается ввести цифровую маркировку и сделать ее обязательной уже с 1 марта 2025 года.
Спирта производится достаточно и даже больше, чем потребляет рынок. "Российские заводы по производству спирта и так загружены примерно наполовину", - говорит Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя. Другое дело - борьба с контрафактом. Системы регулирования и российская, и белорусская постоянно пытаются прикрыть лазейки для контрафактного товара, отмечает эксперт.
А вот производства компонентов, из которых далее изготавливают парфюмерные композиции, в России и Беларуси практически отсутствуют. По целому ряду позиций зависимость от импортных ингредиентов достигает 70-90%, поясняет президент Гильдии парфюмеров Оксана Чернышова.
"У нас не построено ни одного химического производства, которое занималось бы синтезом душистых веществ", - отмечает она. В Беларуси, напоминает Оксана Чернышова, таких заводов тоже нет.
При этом "создавать композиции из зарубежных веществ мы можем. И не только не хуже, но даже лучше зарубежных аналогов", - считает эксперт.
Собственные предприятия синтеза душистых веществ очень дорогостоящие, признает эксперт. К тому же такой завод выходит на окупаемость и нормальный рабочий режим в пределах десяти лет. Но все же есть смысл задуматься над дальнейшим развитием отечественной парфюмерной промышленности.
Одним словом, спиртовая основа для духов - в наличии. Производственные активы для выпуска готовой продукции имеются. Стоит начать работать и над созданием предприятий синтеза ароматических компонентов для парфюмерной промышленности Союзного государства.