Айрат Шафигуллин: "Надо, чтобы ты уже не мог договориться с заказчиком "по дружбе"

Глава Татарстанского УФАС — о росте числа предприятий в реестре недобросовестных поставщиков и громких делах года

Айрат Шафигуллин: "Надо, чтобы ты уже не мог договориться с заказчиком "по дружбе"
© Реальное время

Под занавес 2024-го татарстанская антимонопольная служба подводит итоги не только года, но и минувшего 20-летия ведомства. О том, как с нулевых в республике изменилась конкуренция, какие дела больше всего запомнились и какие предложения регионального управления оказали влияние на ситуацию на российском рынке в целом — в эксклюзивном интервью "Реальному времени" рассказал руководитель Татарстанского УФАС России Айрат Шафигуллин. Сегодня наше издание публикует первую часть беседы.

Когда для решения проблемы возбуждать дело необязательно

Айрат Радинович, хотелось бы начать разговор по следам недавно нашумевшей истории с подорожанием сливочного масла.

— Мы уже начали этот вопрос рассматривать, он, кстати, совсем не однозначный! Существует конфликт интересов между производителями сырья — молока, переработчиками и розницей. Когда закупочная цена низкая, жалуются производители, когда она поднимается — жалуются переработчики. А розничная торговля, которая реализует продукцию, поднимает цены. И антимонопольная служба следит за тем, чтобы и те, и другие, и третьи увеличивали цены, имея на то обоснование. Разбираемся, в чем причина роста — она же может быть объективной, например, имеется сезонность, повышение спроса на продукцию. Так, яйца традиционно дорожают на Новый год и к Пасхе… Мы все это отслеживаем. И надо понимать, что сезонный рост цен нельзя расценивать как нарушение антимонопольного законодательства.

— Но это вряд ли утешит конечного потребителя, который вынужден платить сегодня за масло на 30—40% больше, чем вчера.

— Сейчас мы совместно с Министерством промышленности и торговли, Министерством сельского хозяйства и продовольствия рассматриваем вопрос заключения соглашения о контроле цен между розничными сетями, переработчиками молока, его производителями и органами исполнительной власти Республики Татарстан на некоторые продукты. Речь идет в первую очередь о сливочном масле, молоке и хлебе. Надеюсь, что в ближайшее время будет результат этой работы. Представители торговых сетей, во всяком случае, не изъявили несогласия с нашим предложением заключить такое соглашение.

— Получается для решения проблем с ценами не обязательно возбуждать антимонопольное дело?

— Так дело обстоит не только с ценами. Возьмем для примера ситуацию с газификацией и догазификацией — во многих российских регионах подразделения "Газпрома" не справляются с поставленными задачами, а у нас, благодаря взаимодействию исполнительной власти республики, антимонопольной службы, Госкомитета РТ по тарифам и "Таттрансгаза", количество нарушений и негатива по этому поводу гораздо меньше. "Таттрансгаз" с поставленной задачей справляется, благодаря указанной совместной координации. Хотя в случае догазификации СНТ, где дороги узкие, проложить трубы с соблюдением всех норм непросто, так что мы ожидаем жалоб и понимаем, что эти проблемы еще предстоит решать. Расчет на то, что наше подразделение "Газпрома" настроено выполнить поставленные перед ним задачи.

"Мы напомнили, что Новый год бывает ежегодно"

— Что вы считаете первоочередной задачей?

— Контроль за соблюдением закона при осуществлении государственных и муниципальных закупок, рассмотрение обращений участников этих процессов, не согласных с результатами или с организацией процедуры торгов. Здесь мы добились существенных успехов. Например, помните историю с новогодней елкой в Казани в 2021 году, которую сначала нарядили, а потом объявили конкурс?

Мы тогда напомнили заказчику, что Новый год бывает ежегодно, и конкурентные процедуры на подготовку города к Новому году никто не отменял. С тех пор елку в Казани наряжают в правильном порядке: сначала торги, а потом украшения.

Безусловно, важны вопросы недобросовестной конкуренции на товарных рынках и рекламы, с которой каждый человек сталкивается. Самые распространенные нарушения — спам, который приходит на телефоны — СМС-сообщения, звонки. Жалоб достаточно много и чаще всего на финансово-кредитные учреждения.

Есть еще значительная часть дел, касающихся деятельности естественных монополий — вопросы несанкционированного отключения воды, электроэнергии, тепла, либо проблемы подключения. Я раньше и не думал, что на отключение воды — чисто коммунальную, казалось бы, проблему, можно пожаловаться в УФАС. А люди нам об этом часто пишут. Ну и самая распространенная причина обращений — рост цен на продукты питания и топливо.

— Вы сами отслеживаете нарушения в области госзакупок?

— Отследить одномоментно все проводимые в регионе закупки — нереально: коллектив у нас небольшой, поэтому мы в основном работаем по поступающим в наш адрес обращениям.

— А можете перечислить ключевые антимонопольные дела Татарстанского УФАС в 2024 году?

— Самым большим нарушителем антимонопольного законодательства в 2024 году у нас оказался регоператор УК "ПЖКХ". По вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами мы за последние два года вынесли девять решений и только штрафов наложили на эту компанию порядка 25 миллионов рублей. Проводили очень плотную работу с тарифным комитетом, и благодаря этому регоператоры серьезно улучшили оборот твердых коммунальных отходов в республике. Проблемы, возможно, были не так заметны в Казани, они больше касались дачных поселков и сельской местности. Сейчас у нас осталось только 40 населенных пунктов, откуда не вывозятся ТКО. И нашими усилиями прекращена практика начисления платы регоператорами за не оказанную услугу в ряде населенных пунктов.

Вместе с тем отмечу, что это вопрос, решение которого требует активного участия как регионального Министерства строительства, так и муниципальных районов, а не только регоператоров.

"Все ринулись за госзаказом, не думая, как его выполнять"

— Татарстан часто выступает первопроходцем во многих областях. А с какими инициативами выступала в последнее время республиканская антимонопольная служба?

— В рейтинге территориальных органов ФАС России наш территориальный орган занял прочное место среди лидеров. На проходившей в конце сентября в Марий-Эл конференции мы внесли ряд предложений, направленных на то, чтобы такая мера антимонопольного реагирования как включение в реестр недобросовестных поставщиков, становилась еще более неудобной для тех, кто участвует в госзакупках и при этом ведет себя недобросовестно.

Одно из предложений состоит в том, чтобы информация из реестра недобросовестных поставщиков поступала напрямую в ЕИС, и компании, внесенные в РНП, уже автоматически не могли принимать участие в госзакупках. Другое наше предложение рассмотреть возможность увеличения срока нахождения в РНП. Например, для тех кто систематически не исполняет взятые на себя обязательства. Отмечу, что руководитель ФАС России Максим Шаскольский озвученные нами предложения принял во внимание.

— А просто вносить недобросовестных поставщиков в этот реестр недостаточно?

— Реестр недобросовестных поставщиков — сильный механизм, но надо сделать так, чтобы, угодив в него, ты уже не мог договориться с заказчиком "по дружбе".

Сейчас антимонопольная служба готовит обращение в налоговую инспекцию, чтобы такие предприятия несли еще и имиджевые потери. К сожалению, за последние два года количество предприятий, особенно малого бизнеса, которые ведут себя недобросовестно и которых мы вынуждены включать в РНП, значительно увеличилось.

Все ринулись за госзаказом, не думая при этом о том, смогут ли они этот государственный заказ выполнить.

— Так ведь и госзаказчики грешат, стараются дать заработать "дружественным" подрядчикам.

— Конечно, так бывает, и мы их наказываем, но все же отмечу, что заказчиков тоже надо защищать, потому что они оказывают услуги населению. К примеру, недобросовестные поставщики заключили контракты и не привезли вовремя лекарства в больницу или питание в дома-интернаты. Не обеспечили своевременную доставку — значит, не накормили пожилых людей и детей, не оказали помощь пациентам. Заказчик в таких случаях думает о том, что ему для качественного оказания услуги нужен проверенный поставщик. Вот почему нельзя однозначно говорить о том, что нужно безоговорочно поддерживать малый бизнес — бизнес, который заходит на конкурентные процедуры, тоже должен быть ответственным. И я считаю, если нарушение совершается преднамеренно или неоднократно, наказание должно быть строгим.

Приведу пример из нашей практики. При подготовке к текущему отопительному сезону детская поликлиника №4 Казани и Межрегиональный клинико-диагностический центр столкнулись с недобросовестностью подрядчика, который должен был провести опрессовку и промывку отопительной системы. Медучреждения провели закупки, где победителем стал индивидуальный предприниматель из Удмуртии. Однако ни в детской больнице, ни в МКДЦ необходимые работы так и не были проведены. Оба заказчика расторгли заключенные с предпринимателем договоры и направили нам сведения о включении поставщика в реестр недобросовестных.

Здесь мы наблюдаем ситуацию, когда из-за недобросовестных действий поставщика под угрозой оказался запуск тепла на социально-значимых объектах. Если такие работы не провести своевременно в зоне риска окажутся дети и пациенты медицинского центра. Нами было принято решение включить сведения о предпринимателе в РНП, ограничив ему на ближайшие два года доступ к государственным закупкам. Возвращаясь к тому, что уже было сказано: бизнес, заходя на подобные закупки, должен понимать, что несёт ответственность за те обязательства, что он на себя взял.

"Деньги в казну возвращаются"

— Как часто вы сталкиваетесь со сложнодоказуемыми нарушениями — когда, на взгляд обывателя всё предельно ясно, а с точки зрения закона претензии к нарушителю обосновать не получается?

— К сожалению, есть и такие дела. Очень сложно доказать картельные сговоры. Раньше мы довольно легко доказывали существование договоренности между участниками торгов. К примеру, когда несколько предприятий подавали заявки на конкурс с одного IP-адреса, суды принимали это как доказательство при рассмотрении жалоб на принятые нами решения. Сейчас одним-двумя такими доказательствами не обойтись.

Нарушители стали осторожнее, с одного IP-адреса уже никто не торгуется. И документарных доказательств сговора его участники тоже не сохраняют, переписку в компьютерах между собой не ведут — конспирируются.

— Как вы выходите из положения?

— Ведем очень плотную совместную работу с правоохранительными органами. Они предоставляют нам материалы оперативно-розыскной деятельности, мы им — свои заключения или результаты дел о нарушении антимонопольного законодательства. Например, сейчас в Вахитовском суде Казани рассматривается уголовное дело в отношении сотрудника Минобрнауки РТ. Оно было возбуждено в результате совместных действий Татарстанского УФАС и МВД. Суть нарушения в том, что предпринимательница, создавшая большое количество предприятий, сподвигла работника министерства на незаконные действия при закупке оргтехники, и в результате ее закупали только через "свои" предприятия.

— Но этот случай из разряда единичных, а сколько сговоров, надо думать, остаются по разным причинам недоказанными.

— Нет, на самом деле их количество сокращается. Дело в том, что штрафы за это нарушение огромные, их размер зависит от оборота предприятия — от сотен тысяч рублей до сотен миллионов. И руководство предприятий понимает, какую цену можно заплатить за сговор.

— Очень часто обыватели рассуждают так: предприятие за нарушение заплатило штраф, но результаты проведенного с нарушениями тендера никто не отменял, деньги вернуть липового победителя не заставил, и эта компания все равно осталась в выигрыше.

— Деньги в казну возвращаются, но уже в виде штрафа. Буквально на днях, на последнем совещании с участием руководства ФАС России, обсуждался вопрос возврата денег. И сейчас прорабатывается механизм возмещения суммы контракта через суд. Полагаю, скоро он заработает. Я думаю, что это будет еще одной мерой, которая отпугнет недобросовестных участников госзакупок.

Нарушения нет, а проблема есть

— Вы говорите, к вам часто обращаются граждане с жалобами на высокие цены на отдельные товары, отключения коммунальных ресурсов, недобросовестную рекламу банков и так далее. Всегда ли вы можете помочь им и наказать нарушителей?

— Помните, во время ковида в сетевых магазинах взлетели цены на лимоны и имбирь, которые продавали по 3 тысячи рублей за килограмм? Мы тогда выяснили, что имело место недобросовестное поведение сетевиков, но потом материалы передали в центральный аппарат ФАС России, поскольку речь шла об общероссийском масштабе. Доказать нарушение оказалось несложно: была запрошена информация о таможенных пошлинах на эти продукты из Китая, и они оказались весьма скромными. Затем проверили динамику цен у китайских поставщиков до и после роста спроса на лимоны и имбирь — выяснилось, что цены практически не менялись. И в итоге сети цены быстро сбавили, а нарушители были привлечены к ответственности.

Но, к сожалению, бывает так, что мы не можем доказать нарушение, либо его нет с точки зрения закона. Но проблема-то есть! Мы видим, что цена растет — и начинаем работать с сетевиками, предупреждая возможные нарушения законодательства с их стороны.

— Это работает?

— Не всегда. Иногда приходится проводить работу по внесению изменений в нормативные акты, как это было в истории с регоператорами по обращению с ТКО. Или вот пример: много лет назад при оформлении кредитного договора, под страхом, что кредит не дадут, человек и согласие на рекламные звонки и СМС-сообщения давал, и на дополнительные услуги автосалона или банка подписывался, покупал "обязательную" страховку. А сейчас это называется навязывание, и это незаконно, и мы по обращению покупателя можем подключиться.

В 2021—2022 годах в Татарстане работали тольяттинские автосалоны, на которые к нам поступало очень много жалоб на недостоверную рекламу, обманные действия, навязывание дополнительных услуг. Они меняли адреса, названия. Это была развитая сеть, она действовала также в Башкирии, Иркутской, Тюменской и Самарской областях. Но в конце концов нам удалось пресечь нарушения. Сейчас на автодилеров нам никто не жалуется, и мы расцениваем это как победу в борьбе.

— Вы боретесь с СМС-спамом, рекламными звонками, и сейчас Татарстанское УФАС рассматривает несколько десятков таких дел. А бывает, что распространителя рекламы невозможно наказать?

— К сожалению, люди сами часто забывают, что давали согласие на обработку своих данных и на получение рекламной информации. В таких случаях реклама распространяется законно. А согласие не имеет срока давности, если в договоре не был указан срок его действия, — даже если вы его подписали 20 лет назад.

— И что делать?

— Направить в банк заявление об отзыве данного вами согласия.

(продолжение следует)