Программу по беспилотникам просят не обрезать
Снижение бюджетных вливаний в нацпроект «Беспилотные авиационные системы» (БАС) несет высокие риски для отрасли. Среди потенциальных негативных последствий: замедление темпов развития, отказ от реализации важных проектов, задержка разработок и внедрения новых технологий. Недофинансирование также повлияет на приток рабочих рук в отрасль. А к этому есть серьезные предпосылки. В проекте бюджета следующей трехлетки на федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем» денег предполагается выделить меньше запланированных ранее — вместо 3 только 1,4 миллиарда рублей. Дефицит квалифицированных кадров ограничит возможности для развития новых технологий.
Избежать негативных последствий поможет корректировка объемов финансирования, что позволит в полной мере раскрыть потенциал нацпроекта, избежав кадрового голода и замедления технологического развития страны. Об этом заявил глава Комитета Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко на совещании в палате регионов 8 ноября.
Успешное начало
Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» был запущен в январе этого года, он определяет стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030-2035 годов. В структуру нацпроекта входят пять федеральных проектов, которые предусматривают разработку и серийное производство отечественных БАС, создание крупных производственных центров, развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и дронопортов, а также подготовку кадров для беспилотной авиации. Каждый регион при этом разрабатывает свою программу применения БАС.
Согласно паспорту нацпроекта, в 2024 году ожидается рост производства до 11,7 тысячи летающих беспилотников, к 2030 году в России должны выпускать более 32 тысяч беспилотников в год.
Выполнение планов в этой сфере обеспечит технологическое лидерство России в стратегически важной сфере, будет сформирован новый сегмент в высокотехнологичной экономике и созданы тысячи новых рабочих мест, отметил Вячеслав Тимченко. По его словам, национальный проект «уже демонстрирует впечатляющие результаты», закладывая фундамент для создания полноценной системы беспилотных авиационных систем.
Одним из примеров успешного внедрения беспилотных авиационных систем Тимченко назвал проект в области сельского хозяйства, где дроны используются для мониторинга состояния полей и оптимизации используемых ресурсов. Это позволяет значительно повысить урожайность, снизить затраты на производство.
Помимо этого, подобные системы используются сегодня для оперативного управления транспортными потоками, что позволяет сократить время доставки товара, уменьшить затраты на логистику. «В сфере безопасности беспилотные авиационные системы используются для мониторинга общественных мероприятий и предотвращения чрезвычайных ситуаций, обеспечивая безопасность наших граждан», — сказал он.
В перспективе развитие новых технологий позволит улучшить функциональные возможности авиационных систем, повысить их эффективность и надежность.
Кадры решают все
Однако, несмотря на успехи, для достижения технологического лидерства России необходима корректировка ряда ключевых аспектов, уточнил глава комитета. В том числе крайне важно сохранить и развивать поддержку предприятий, в противном случае снижение денежных поступлений в проекты «может привести к неисполнению поручений Президента Российской Федерации и решений Правительства».
«Сегодня особую тревогу вызывает сокращение финансирования, которое ставит под угрозу развитие отрасли. Финансирование национального проекта может быть существенно сокращено в соответствии с проектами ближайшего 2025 года и проектами паспортов федеральных проектов. Это создает серьезные риски и может привести к отставанию России. Без достаточного финансирования сложно эффективно развивать отрасли, стимулирующие инновации, поддерживать отечественных производителей и готовить квалифицированные кадры», — резюмировал сенатор.
Поэтому необходимо по возможности вернуться к ранее запланированным объемам бюджетных вливаний, что позволит в полной мере раскрыть потенциал национального проекта и избежать кадрового голода. Этой теме, кстати, посвящен отдельный федеральный проект кадров для беспилотных авиационных систем. Он направлен на подготовку специалистов, способных разрабатывать и внедрять беспилотные технологии в различные отрасли экономики, напомнил член Комитета Совфеда по экономической политике Владимир Кравченко. «В рамках проекта разработаны и внедрены новые образовательные программы, ориентированные на подготовку специалистов различных профилей — от инженеров, конструкторов и разработчиков программного обеспечения до операторов, специалистов по техническому обслуживанию базы», — заметил парламентарий.
Вместе с тем, по его словам, финансирование федпроекта подготовки кадров для БАС предполагается сократить в 2025 году с 3 до 1,4 миллиарда рублей. Это может привести к дефициту специалистов, спрогнозировал сенатор. Недостаток финансирования, по его словам, может спровоцировать и отказ от реализации важных проектов, задержку в разработке и внедрении новых технологий, как результат — потеря конкурентоспособности российских компаний.
Впрочем, одних государственных денег недостаточно, чтобы вывести отрасль в передовики, нужно создавать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в отрасль, считает Вячеслав Тимченко. Важно еще оптимизировать и ускорить процедуры сертификации, разработать четкие критерии оценки безопасности и надежности, снизить административные барьеры для быстрого вывода отечественных разработок на рынок. Следует также обратить внимание на развитие инфраструктуры, добавил сенатор. По его словам, также необходимо создавать сети специализированных площадок «для разработки, испытаний и эксплуатации беспилотных авиационных систем, оснащенных современным оборудованием и системами безопасности, а также развивать системы связи, навигации и управления воздушным движением».
В то же время нужно расширять программы подготовки специалистов в сферах беспилотных операционных систем «в вузах, в системе дополнительного профессионального образования, на курсах повышения квалификации, а также развивать системы практической подготовки с доступом к современному оборудованию».