Белгородскую область пытаются очистить от мусорных залежей
Наметились пути решения проблемы с вывозом мусора на Белгородчине. Региональные власти предполагают исправить ситуацию с помощью трех транспортных компаний - вместо одной, контракт с которой был расторгнут в одностороннем порядке, - а также с участием нескольких субподрядчиков. Примечательно, что последние берут ответственность за порядок в отдельных районах и городских округах. Таким образом, мусорная реформа по-белгородски приобретает муниципальный почерк.
Отходы до седьмого этажа
Мусорная проблема, еще несколько лет назад незнакомая белгородцам, обострялась несколько раз за год. Сначала в феврале, после - слякотной весной, а затем и знойным летом чиновники получали массу гневных жалоб на заросшие мусором контейнерные площадки, на зловоние и даже на юрких грызунов. Глава региона Вячеслав Гладков поручал разобраться в ситуации и снизить число негатива в соцсетях. С комментариями по поводу заполонивших дворы и улицы отходов действительно справились быстро, а вот с самим мусором...
Горы разнообразных пакетов, под которыми погребены контейнеры, - привычная для белгородцев картина. При этом страдает не только приграничье, где оперативная обстановка лишний раз не способствует нормальной работе мусоровозов. Отдаленный от границы город Старый Оскол погряз в собственных отходах. Второй по величине населенный пункт чувствительно воспринял отсутствие системы вывоза мусора. Решительные металлурги буквально стали бить в набат в соцсетях, публикуя фото гор отходов - одна другой выше.
Курирующий ЖКХ замгубернатора Сергей Довгалюк, описывая ситуацию на тематическом брифинге, отметил, что мусоропроводы в оскольских микрорайонах были забиты до седьмого этажа. Однако и в других городах и поселках ситуация сложилась далекая от санитарных норм.
- Вы все по улицам ходите и видите, что происходит, - заметил Довгалюк. - В Старом Осколе сложилась вопиющая ситуация.
Мусоропроводы в микрорайонах Старого Оскола были забиты до седьмого этажа
Причину чиновник сформулировал коротко и емко: перевозчик - компания "Еврологистик" - не справился со своими обязанностями. Прежде "РГ" уже писала о том, что автопарк подрядчика в большинстве своем состоял из арендованной у ставропольского игрока техники, которая то и дело ломалась. Из-за этого срывался график вывоза отходов, причем ситуация зашла так далеко, что вместо размеренного очищения контейнеров, к которому привыкли белгородцы, начала представлять собой авральную уборку.
Полторы тонны на четверых
Октябрь стал последним месяцем работы "Еврологистика" в качестве единственного перевозчика отходов. При этом, как отметила исполняющая обязанности руководителя регоператора ООО "Центр экологической безопасности" Наталья Щекина, подрядчику могут грозить санкции. Работы за сентябрь и октябрь компании еще не оплачены, и еще предстоит подсчитать, в каком объеме это будет сделано. Кроме того, за неисполнение обязательств транспортную фирму могут и оштрафовать.
После расторжения контракта с ним договоры были заключены сразу с тремя аналогичными компаниями: ООО "Коммунальщик", МАО "КСС" и ООО "Спецэконтранс". Они официально взяли ответственность за вывоз мусора с 1 ноября. При этом торгов никто не проводил: замгубернатора пояснил, что процедуру упростили из-за режима ЧС и КТО, действующего в регионе.
При этом, как подчеркнул Сергей Довгалюк, в самой системе обращения с отходами ничего не поменялось: маршруты те же, тарифы - тоже. Однако для нормализации ситуации с отходами ранее правительство области приобрело в лизинг 124 новых мусоровоза, которые на правах аренды переданы транспортным компаниям. Еще несколько десятков - в собственности самих перевозчиков. В итоге потенциал для региона - свыше 200 единиц техники.
Решение приобретать мусоровозы, по словам Сергея Довгалюка, также было принято вынужденно. Изначально в регион намеревались привлечь для исполнения этих функций крупных федеральных игроков, однако их представители, учитывая обстановку в приграничье, на конструктивный диалог не пошли.
Поэтому справляться придется исключительно белгородскими ресурсами, а работать предстоит много. Сначала решили провести оперативную зачистку. Для своеобразного субботника привлекли максимум ресурсов: каждую контейнерную площадку пришлось очищать минимум четверым специалистам. Обычно работают всего двое.
- В среднем мусоровоз обслуживает каждую контейнерную площадку 20 минут, - отмечает Сергей Довгалюк. - Однако в нынешней ситуации это время увеличилось до часа и более. На каждой примерно полторы тонны отходов, и перекидать их в машину - это тяжелый физический труд.
Однако зачистка, по словам чиновника, совсем не выход из сложившейся ситуации. Он отметил, что вывоз мусора необходим на системной основе.
- Если машина не вывезла вовремя мусор, то, чтобы наладить режим, нужно семь дней, - подсчитал он.
Впрочем, как раз для становления системы замгубернатора тут же назвал несколько препятствий.
Муниципальная практика
Первый барьер - кадровый. Водители мусоровозов и другие специалисты, благодаря нелегкому труду которых отходы из контейнерных площадок погружаются в ковш мусоровоза, прессуются и перевозятся дальше, переходят из "Еврологистика" в те компании, которые теперь взяли на себя обязательства по вывозу мусора. Однако процесс этот не так скор.
Чтобы устроиться на новую работу, нужно уволиться с прежней, но до 31 октября перевозчик исполнял обязательства, и мусоровозами должен был кто-то управлять. После - медкомиссия, которая занимает в лучшем случае два дня. Без разрешения врачей никто из специалистов на маршрут не выйдет. К тому же сфера обращения с отходами непопулярна у молодежи, а значит, на работу идут не крепкие молодые мужчины, а те, кто постарше. Кадровый голод в отрасли ощущается все сильнее.
Помимо этого свою роль играют праздничные выходные начала ноября: как правило, объемы мусора в эти дни увеличиваются. А значит, зачистку не провести так просто и оперативно, как хотелось бы.
Также одним из препятствий был назван формат самих контейнерных площадок. Санитарные нормы не позволяют располагать их далеко от жилья, но и близко - тоже. Некоторые жители, в том числе частного сектора, начали жаловаться и на это.
Сергей Довгалюк отметил, что из-за нарушения градостроительных норм в некоторых районах мусоровозы не могут удобно подъехать к контейнерам, а также развернуться. Теперь приходится делать не только контейнерные, но и разворотные площадки с твердым покрытием. Как без этого обходились раньше? Вопрос риторический.
При этом в некоторых муниципалитетах решили ограничить ответственность за базовую чистоту и привлечь к транспортировке отходов собственных подрядчиков. Пример белгородского благоустройства: Губкин и округ, уютная Вейделевка, динамичный Новый Оскол и цветущий даже под вражескими обстрелами город Шебекино будут обслуживаться своими акционерными обществами. Наталья Щекина отметила, что с основными перевозчиками они заключают договоры субподряда.
Чиновники надеются за месяц исправить ситуацию с жуткой антисанитарией в белгородских дворах, поселках и городах и по итогу вновь отчитаться о проделанной работе.