Войти в почту

ОТП-банк станет самым финансово успешным иностранным банком в России —  S&P

Российский ОТП-банк имеет шансы увеличить чистую прибыль и доходы как в третьем квартале, так и по итогам всего 2024 года, тогда как результаты ближайших конкурентов — австрийского Райффайзенбанка и итальянского UniCredit — скорее всего покажут снижение прибыли, прогнозируют аналитики Visible Alpha — аналитической платформы, входящей в структуру S&P Global Market Intelligence.

В компании ожидают, что чистая прибыль российского подразделения венгерского банка в июле-сентябре достигнет 81,4 млн евро, что на 15,6% выше показателей предыдущего квартала и на 49,1% превышает уровень аналогичного периода прошлого года. Это позволит ОТП-банку увеличить вклад российского бизнеса в общегрупповой результат до 11,2% с 10,4% во втором квартале. Чистый процентный доход, по прогнозам аналитиков, будет расти как в годовом, так и в квартальном выражении, в то время как чистый комиссионный доход может увеличиться более чем на 20% в годовом исчислении, но снизиться примерно на 4% по сравнению с предыдущим кварталом.

Результаты OTP сильно контрастируют с показателями Raiffeisen Bank International (RBI) и UniCredit, двух других крупных европейских банков, сохранивших значительные объемы операций в России, обращают внимание аналитики. Так, чистая прибыль RBI в России в третьем квартале, по оценке Visible Alpha, упадет почти на 38% по сравнению с предыдущим кварталом и более чем на 30% — по сравнению с предыдущим годом. Прогнозируется, что доля прибыли российского подразделения Райффайзенбанка в материнской группе снизится до 36,8% с 57,3% во втором квартале. Аналитики ожидают, что российское подразделение UniCredit также сообщит о снижении чистой прибыли и чистого процентного дохода в третьем квартале по сравнению с предыдущим кварталом и годом ранее, в то время как чистый комиссионный доход вырастет в годовом выражении.

“По прогнозам, эта тенденция сохранится и в 2024 году, при этом OTP будет единственным из трех банков, у которого прибыль и доходы от России будут расти в годовом исчислении”, — написали аналитики. Вклад России в прибыль группы OTP достигнет 11,5% в 2024 году, что выше, чем в предыдущем году. RBI остается европейским банком, в наибольшей степени зависящим от прибыли в России: ожидается, что на его бизнес в этой стране придется 47% прибыли группы в 2024 году.

Финансовую успешность российского OTP в Visible Alpha объясняют растущим депозитным портфелем, который, по прогнозам, увеличится до 4,2 млрд евро в 2024 году, с 2,9 млрд евро в 2023 году, и составит 5,4% от депозитов группы. “Банк извлекает выгоду из разницы между процентными ставками, выплачиваемыми российским вкладчикам, и ключевой ставкой российского центрального банка, составляющей 21%”, — обращают внимание аналитики. Российский кредитный портфель венгерского банка также вырастет с 1,9 млрд евро в 2023 году до 2,5 млрд евро к концу 2024 года, что составит 4,1% от общего объема кредитного портфеля группы. Рост в основном обусловлен увеличением выдачи потребкредитов, поскольку после февраля 2022 года банк прекратил выдачу корпоративных кредитов местным клиентам, что привело к сокращению корпоративного портфеля на 85%.

В подразделении S&P отмечают, всем трем упомянутым банкам их регуляторы ( для Райффайзенбанка и UniCredit это Европейский центральный банк (ЕЦБ), а для OTP — Национальный банк Венгрии — прим. FM) рекомендовали сократить бизнес в России, но роста чистой прибыли удастся добиться только ОТП-банку. Аналитики ожидают, что общий объем кредитов и депозитов российских подразделений UniCredit и RBI продолжит сокращаться, поскольку кредиторы ускоряют свой выход из России по требованию ЕЦБ. По прогнозам, доля российских кредитов и депозитов в группе RBI снизится до 4,7% и 10,6% соответственно. Однако прогнозируется рост активов, взвешенных с учетом риска, связанного с Россией, и их доли на уровне группы в связи с увеличением стоимости депозитов, размещенных в российском центральном банке, которые имеют более высокий вес риска по сравнению с альтернативными размещениями. Ожидается, что к концу года объем российских кредитов UniCredit снизится до 2,3 млрд евро, или 0,5% от общего объема кредитов. Общий объем депозитов снизится до 5,8 млрд евро, или 1% от общего объема депозитов группы.

В связи с падением прибыли в России чистая прибыль группы RBI в 2024 году, по прогнозам аналитиков, снизится в годовом выражении до 2,2 млрд евро, а результат третьего квартала упадет примерно до 640 млн евро. Ожидается, что OTP и UniCredit представят результаты за полный год, сопоставимые с их показателями в 2023 году.

И RBI, и UniCredit подтвердили S&P свои ранее взятые обязательства по сокращению российских операций, но отказались от дальнейших комментариев.

“Если бы мы могли, мы бы ушли”

Подразделение S&P подчеркивает, что уйти из России европейским банкам представляется непростой задачей. “Если бы мы могли, мы бы ушли из России. Но шансы на это в нынешних условиях регулирования очень малы, как мы видим на примере других западных банков”, — заявил агентству представитель OTP. RBI пытался продать 60-процентную долю в своем российском подразделении, но российский суд по иску компании «Расперия», ранее связанной с Олегом Дерипаской, наложил запрет на передачу акций дочернего банка, фактически заблокировав потенциальную продажу. В сентябре агентство S&P Global Ratings заявило, что после решения суда для RBI остаются повышенными репутационные, санкционные и регуляторные риски, но отметило, что ожидает, что австрийский банк в конечном итоге выйдет из своего российского бизнеса. По мнению S&P, найти покупателя на российское подразделение UniCredit не из санкционного списка довольно сложно, поэтому итальянский банк «подвержен финансовым, операционным и репутационным рискам, продолжая вести деятельность в РФ».

В середине октября агентство Bloomberg сообщало , что суверенный фонд ОАЭ Mubadala в 2023 году рассматривал покупку российского Юникредитбанка у итальянской группы UniCredit, и Банк России поддержал эту сделку. Однако фонд отказался от приобретения из-за опасений, что США могут негативно на неё отреагировать. Аналогично, RBI также пытался продать российский Райффайзенбанк, но потенциальные покупатели сталкивались с препятствиями как со стороны России, так и Запада.