Войти в почту

День маркетолога: как сделать шаг в профессию еще в школе

25 октября в России и многих странах СНГ отмечают День маркетолога. Сегодня это одна из самых востребованных специальностей: от маркетинговых решений напрямую зависит доход компании, а значит, и ее жизнеспособность на рынке. Получить первые профессиональные знания и навыки в этой сфере столичным школьникам помогают предпринимательские классы. В рамках спецкурса по основам предпринимательской деятельности старшеклассники изучают основы разработки маркетинговых стратегий.

День маркетолога: как сделать шаг в профессию еще в школе
© Вечерняя Москва

— Маркетинг — один из ключевых элементов подготовки будущего бизнесмена. Во-первых, маркетинг позволяет понять потребности и желания целевой аудитории, что критически важно для успешного продвижения товаров и услуг. Будущий предприниматель должен уметь анализировать рынок, выявлять тренды и адаптировать свои предложения под запросы клиентов. Во-вторых, навыки маркетинга помогают выстраивать эффективные коммуникации с клиентами. Умение создавать привлекательные предложения и правильно позиционировать продукт — это залог успеха. Кроме того, знание основ маркетинга вооружает ученика инструментами для оценки эффективности своих бизнес-стратегий, — рассказала Гульнара Кошимбетова, куратор проекта «Предпринимательский класс в московской школе».

Школьники изучают четыре основных концепции маркетинга: концепции организации продаж, ориентации на потребителя, на производство и на продукт. Кроме того, ученики предпринимательских классов знакомятся с основами построения бренда, инструментами контент-маркетинга и оценки его эффективности, а также учатся проводить количественные и качественные маркетинговые исследования.

— Многие люди путают маркетинг и рекламу, поэтому считают, что маркетолог — профессионал, задача которого — привлечь внимание к продукту. Но маркетинг — более широкое понятие, включающее в себя анализ рынка, изучение потребностей клиентов и разработку стратегий не только продвижения, но и реализации товаров и услуг в целом. Без маркетингового исследования рискованно запускать бизнес вообще — слишком велика вероятность ошибок. А реклама — это лишь часть маркетинга, направленная на информирование целевой аудитории, — объясняет Гульнара Кошимбетова.

Помимо этого, школьники изучают технологии продаж, которые включают определение или формирование потребностей клиентов, получение заказов, непосредственные продажи и послепродажное обслуживание. Будущие бизнесмены узнают, какие существуют виды продаж — оптовые и розничные, онлайн и офлайн, В2В и В2С, активные и пассивные продажи. После этого старшеклассники учатся строить и реализовывать воронки продаж — эффективно доводить клиента от первого знакомства с продуктом до его приобретения.

Отдельная часть спецкурса «Основы предпринимательской деятельности» посвящена построению бренда и стратегиям продвижения товаров и услуг. Школьники изучают интегрированные маркетинговые коммуникации — рассматривают, как работают во взаимосвязи реклама, связи с общественностью, личные продажи, цифровой и партизанский маркетинг.

Полученные знания ученики предпринимательских классов применяют в разработке собственных бизнес-планов, которые защищают перед экспертами из профессионального бизнес-сообщества и ведущих вузов. Бизнес-планы включают в себя анализ состояния рынка, описание продукта, бизнес-модель, операционный и финансовый планы. Маркетинговая стратегия пронизывает бизнес-планы и становится залогом эффективности каждого этапа их реализации.

К примеру, ученица предпринимательского класса школы № 2070 Анна Зуева представила в направлении «Шаг в бизнес» научно-практической конференции «Наука для жизни» проект секонд-хенда с возможностью кастомизации вещей. В основу ее маркетинговой стратегии легла идея совмещения заботы об экологии с потребностью потребителей в самовыражении.

— Ежегодно в России выбрасывается более двух миллионов тонн одежды и изделий из ткани, что спровоцировало пристальное внимание со стороны экологов к вопросу их неправильной утилизации. Это поспособствовало открытию большого количества магазинов поддержанной одежды. Эта идея легла в основу моего проекта, который предлагает одежду с возможностью кастомизации. В магазине SOUL можно будет приобрести стоковую одежду, главной особенностью которой выступает ее украшение различного рода декором. Такая услуга позволит покупателю подчеркнуть свою индивидуальность, найти свой стиль и выделиться «из толпы», — написала ученица в бизнес-плане.

Анна Зуева провела исследование в своем районе, где, по плану, должен работать магазин и выяснила, что 91 процент опрошенных поддерживают идею вторичного использования вещей для заботы об экологии, при этом 84 процента любят выражать в одежде настроение, стиль и вкус. Кроме того, выяснилось у 69 процентов жителей района в возрасте до 40 лет был опыт покупки вещей из секонд-хенда, и большинство из них готово платить за услуги кастомизации. Таким образом определилась целевая аудитория проекта и ее эмоциональные потребности, которые может удовлетворить бренд. Остается только определить наиболее эффективные каналы коммуникации — для жителей района это, по мнению автора бизнес-плана, локальные страницы в соцсетях и уличный промоутинг.

Ученица предпринимательского класса школы № 1206 представила на конференции бизнес-план студии персонализированной косметики. Она должна объединить научные знания с ориентацией на клиента и использовать передовые технологии для оценки уникальных характеристик кожи клиентов, их предпочтений и проблем, чтобы подбирать индивидуальные косметические решения. Таким образом, основой маркетингой стратегии становится не сама косметика, а уникальный опыт клиента. Продвигать его планируется путем создания позитивного опыта бренда в соцсетях через публикацию обзоров и отзывов клиентов, а также с помощью коллабораций с бьюти-блогерами, блога о здоровье и красоте и участия в профильных выставках. Каждый из этих инструментов охватывает свою часть целевой аудитории.

— Несмотря на то, что инструменты всем известны, каждая маркетинговая стратегия уникальная, и эксперты обязательно учитывают оригинальность и потенциальную эффективность подхода, когда оценивают бизнес-планы наших учеников. В будущем этот опыт обязательно пригодится ребятам: на первых этапах создания стартапов они смогут самостоятельно разработать стратегии продвижения, — объясняет Гульнара Кошимбетова.

Предпринимательские классы открыты в 214 школах столицы. В них учится около 10 тысяч старшеклассников. Узнать подробнее о предпрофессиональных классах можно на сайте «Школа.Москва», а также в телеграм-канале и в группе социальной сети «ВКонтакте».