Госкорпорация «Ростех» намерена начать серийное производство самолета МС-21 с 2025 года, а полностью импортозамещенного самолета Superjet New — с 2026 года. Об этом сообщил генеральный директор госкорпорации Сергей Чемезов в ходе пленарного заседания Совета Федерации.
В январе премьер-министр Михаил Мишустин указал, что правительство утвердило программу по расширению производства самолетов, двигателей и приборов. По его словам, за следующие шесть лет в России должно быть построено более 600 «полностью отечественных лайнеров».
О том, насколько реалистичны названные сроки, рассуждает гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:
— По сравнению с теми сроками, которые озвучивались в прошлые два года, это, наверное, самые реалистичные. Теоретически это вполне осуществимо. С другой стороны, мы видим, что есть несколько критических моментов. Допустим, электроника. Пока не очень понятно, как будут решаться вопросы, решены ли и решены ли в массовом производстве. Имеется в виду серийное производство — десять машин, 20 машин или две машины. То есть можно собрать две машины, по одной за полгода, и сказать, что это уже серийное производство. А если речь идет о хотя бы 20 однотипных экземплярах, это требует очень слаженной работы поставщиков, а пока не очень понятно, кто поставщики. Возможно, не очень понятно, потому что поставщики такой техники могут оказаться под санкционным давлением. Возможно, поэтому их до конца не раскрывают.
— А 600 машин за шесть лет насколько реалистично звучит?
— Получается, за шесть лет 100 машин в год. Теоретически — реалистично, практически — будет очень трудно сделать. В хорошие досанкционные времена ни Sukhoi Superjet, ни тем более другая модель не смогла выйти на что-нибудь похожее. Теоретически можно. Boeing, Airbus на пике делают 50 машин в месяц.
Планы производства гражданских самолетов в России зафиксированы в комплексной программе развития авиаотрасли до 2030 года. Весной этого года программа была обновлена: сроки поставок почти всех лайнеров были перенесены на несколько лет. В частности, МС-21 — с 2024-го на 2025 год, импортозамещенные SJ-100 — с 2023-го на 2026 год.
И на этот раз, вероятнее всего, эти планы будут реализованы, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Уже и так произошла подвижка. Названные сейчас сроки согласованы с разработчиками, с производителями этих машин и более или менее соответствуют дорожной карте программы импортозамещения по этим двум проектам и выдаче авиакомпаниям уже готового продукта. Пока, насколько известно, как движется программа МС-21, можно сказать, что эти сроки более или менее реалистичны. Подтверждением является тот факт, что серийные самолеты уже производятся, уже произведено более десятка самолетов МС-21 на заводе в Иркутске. Единственное, они пока еще не поставляются авиакомпаниям, поскольку не до конца укомплектованы отечественным оборудованием, которое сейчас проходит испытания. Причем испытания идут полным ходом, в том числе и на летных опытных образцах. Если произведенный продукт Росавиацию устроит и она подтвердит, что эти агрегаты, эти системы надежны и соответствуют требованиям и стандартам, в 2025 году вполне реалистично нам увидеть самолеты МС-21 в небе у российских авиакомпаний. Было правильно отмечено, что никто в мире не производит самолеты полностью самостоятельно, ни одна страна в мире. Нам придется решать сейчас такую задачу. Это не под силу даже Boeing, а мы должны это сделать. Во всяком случае, Советский Союз такие задачи решал, здесь спешка, я думаю, ни к чему».
Также Сергей Чемезов заявил, что стендовые испытания двигателя ПД-8 для импортозамещенного SJ-100 завершаются. В ближайшее время двигатели будут установлены на летающую лабораторию. После того как они отлетают в составе лаборатории, их установят уже на сам самолет. После чего начнутся сертификационные испытания. «В течение следующего года, я надеюсь, мы все эти испытания завершим», — добавил глава «Ростеха».