Об эвакуации завода № 120 из Балашихи на Урал в годы Великой Отечественной
Ростом и развитием Балашиха во многом обязана строительству заводов авиационной промышленности. Так, в 1930-х годах на пустыре у деревни Горенки на шоссе Энтузиастов приступили к возведению завода № 120 — ныне Балашихинского литейно-механического завода. Строительство начали согласно постановлению Совета народных комиссаров № 199-40 от 22 марта 1932 года. Первый производственный (механический) корпус завода № 120 появился в 1933 году. Всего же его строительство и запуск продолжались до 1938 года. «Накануне Великой Отечественной войны балашихинский завод № 120 был уникальным, по номенклатуре и объёмам выпускаемой продукции не имел аналогов в стране, — рассказывает заместитель генерального директора БЛМЗ Галина Романова. — Единственный производитель авиационных колёс и тормозных систем, единственный производитель крупных алюминиевых фасонных отливок весом до полтонны. Завод был основной производственной базой по выпуску фасонного магниевого литья, здесь же освоили метод литья в кокиль крупных фасонных отливок, что позволило выпускать большие серии продукции». Большая Балашиха В начале Великой Отечественной многие сотрудники ушли из производственных цехов на фронт. Больше 750 человек не вернулись домой. В июле 1941-го, когда враг приближался к Смоленску, предприятие эвакуировали на Урал — в города Нижний Тагил и Каменск-Уральский, где разместилось механическое производство. Эвакуироваться нужно было срочно, так как атаки немецких бомбардировщиков могли в любой момент уничтожить завод. Часть заводского оборудования погрузили в товарный поезд, там же разместились и некоторые сотрудники завода, включая семью заместителя директора Василия Ивановича Власова. Поезд отправился в Нижний Тагил. Василию Власову поручили в кратчайшие сроки обеспечить производство авиаколёс. Практически на пустом месте он развернул их выпуск и производство тормозных барабанов. В конце ноября 1941 года на строительную площадку в Каменске-Уральском, где к этому времени были вырыты лишь котлованы и построено несколько деревянных подсобных помещений, выгрузили оборудование эвакуированного из Балашихи завода. Станки, большие ящики перевозили на железных листах, прикреплённых к трактору. Листы тащили волоком за приваренные к ним тросы. Всё разгружали вручную, грузоподъёмных механизмов тогда просто не было. «Прибыв с эшелоном на Урал, Василий Иванович решительно отклонил предложение уполномоченного Наркомавиапрома СССР о размещении филиала на площадях одного из заводов Челябинской области, который не имел никаких признаков современного машиностроения, — вспоминает бывший главный механик завода № 120 Михаил Гринберг. — Власов твёрдо настоял на базировании вблизи ТЭЦ, газовой магистрали и залежей необходимых формовочных земель. Он добился прикомандирования к филиалу строительного батальона, а также отведения площадей под большой литейный цех магния и сооружения в нём десяти магниевых печей». Большая Балашиха Всего за одну неделю, в мороз, в первом возведённом корпусе рабочие установили и запустили более 100 единиц металлорежущего оборудования. В их распоряжении был всего один гусеничный трактор и несколько повозок. В издании «Трудовой подвиг Каменска-Уральского» говорится об этом: «В 1941 году стояла особенно холодная зима — сильные морозы держались неделями. Приезжие из Балашихи в фуражечках, тоненьких брюках, ботиночках были одеты не по нашим уральским морозам. А на строительной площадке не было ни тепла, ни воды, ни света. Всего четыре месяца потребовалось коллективу, сформированному из заводских специалистов из Балашихи и местных жителей, на то, чтобы на едва подготовленной строительной площадке в Каменске-Уральском поднять уникальное производство авиационных колёсных изделий для фронтовой авиации». Ответственным за демонтаж, отправку и сохранность оборудования из Балашихи назначили Алексея Емельяновича Полухина. Платформы с узлами пресса пришли в Каменск-Уральский, а основной шестерни весом порядка трёх тонн не оказалось — её потеряли в пути. Когда Полухин утратил уже всякую надежду найти её, местный житель сообщил, что ближе к деревне сошла под откос в снег неведомая и неподъёмная болванка. Вместе они прошли несколько километров, раскопали снег, и Полухин нашёл шестерню. Председатель колхоза выделил двадцать мужиков и десять лошадей с пятью санями, начальник участка разрешил взять шпалы. Их на санях перевезли к месту, где лежала шестерня, подняли её и общими усилиями доставили на платформу. Две недели Алексей Емельянович Полухин добирался до Каменска-Уральского, цепляя платформу то к маневровой кукушке, то к составу. К этому времени пресс на эвакуированном из Балашихи заводе был уже смонтирован. Быстро поставили шестерню и стали штамповать тормозные рубашки для авиаколёс. В итоге завод не сорвал план поставок для фронта, а Алексея Емельяновича Полухина в декабре 1941-го наградили орденом «Знак Почёта». Всю войну Алексей Полухин трудился на эвакуированном заводе. Был председателем профкома предприятия, организовал подсобное хозяйство, закупил коров, распределил их в семьи эвакуированных и местных работников завода. И лишь в 1945-м вернулся в Балашиху. По-другому сложилась судьба заместителя директора завода Василия Власова. В марте 1942 года его отозвали в Москву и назначили заместителем директора завода № 487 Наркомавиапрома СССР. В ноябре 1943-го, сразу после освобождения Киева, Василия Ивановича утвердили директором киевского завода № 485 имени Артёма. Большая Балашиха Алексей Галанин