Войти в почту

ФАС выявила нарушения в оценке опыта участников торгов по 44-ФЗ

В рамках реализации Закона N 44-ФЗ, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила ряд нарушений, касающихся порядка оценки опыта участников торгов и проверки достоверности представленных документов.

ФАС выявила нарушения в оценке опыта участников торгов по 44-ФЗ
© РБК Компании

Первый случай касается закупки работ по реконструкции очистных сооружений. Заказчик, осуществляя оценку опыта, учитывал только контракты на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, что противоречит требованиям Положения N 2604. Однако для подтверждения наличия опыта необходимо учитывать также договоры на капитальный ремонт и снос объектов.

Второй случай касается закупки услуг строительного контроля. Заказчик ограничил оценку только теми договорами, которые касались объектов социально-культурной сферы. Но в Градостроительном кодексе РФ и иных нормативных актах указано, что строительный контроль не должен разделяться по видам в зависимости от инфраструктурной принадлежности.

Кроме того, ФАС акцентировала внимание на проблемы, связанные с проверкой документов участников. В одном из случаев заказчик начислил баллы участнику за подложные договоры, основываясь на их внешних признаках достоверности, таких как реквизиты, печати и подписи. Суд поддержал позицию ФАС, указав на необходимость проверки информации в заявках для предотвращения мошенничества. Согласно Закону N 44-ФЗ, заказчики имеют право запрашивать данные у государственных органов и контрагентов, а также использовать доступные информационные ресурсы.

«Эта практика демонстрирует необходимость расширения доступных заказчику инструментов контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок. Участники торгов должны быть готовы к тщательной проверке своих заявок, а государственные заказчики должны и обязаны иметь в оперативном доступе и использовать все доступные государственные сервисы, инструменты, базы данных, в том числе и базу налоговых органов, для верификации предоставленных сведений. Государство обладает обширными сведениями о юридических и физических лица. Эти сведения с согласия Участника госзакупки должны предоставляться госзаказчику, включаться в заявку по умолчанию. С одной стороны, это уменьшит сложности Участника связанные с подготовкой заявки, с другой стороны стимулирует предпринимателей быть открытыми к государству, не убегать от контроля, а самим давать необходимые государству сведения о себе», — прокомментировал исполнительный директор Федеральной специализированной электронной торговой площадки ЭТПРФ Александр Геллер.