Чего хотят друг от друга бизнес и HR?

Одна из самых горячих дискуссий VIII Байкальского Международного риск-форума (БРИФ) разгорелась вокруг функций HR-службы в ситуации острого кадрового голода.

Чего хотят друг от друга бизнес и HR?
© Российская Газета

Директор направления аутсорсинга рекрутмента компании Ventra Александра Наумова привела результаты исследования, посвященного нынешнему положению HR-специалистов в структуре бизнеса. Его участниками стали как сотрудники кадровых служб, так и руководители (собственники) более 800 компаний в России. Как оказалось, представители HR весьма скромно оценивают свою роль. 39 процентов видят себя кадровой службой, ведущей документооборот, 34 процента считают своей главной задачей закрытие потребностей бизнеса в персонале, и лишь 25 процентов претендуют на роль бизнес-партнеров. При этом 69 процентов собственников и руководителей компаний с персоналом 500+ считают HR сервисом, ответственным за наем и удержание персонала, и лишь 23 процента видят в нем драйвер развития бизнеса.

И тут разгорелся спор. Заместитель генерального директора проектного института КЭТ Иван Добровольский уверен, что HR - это сервис внутри бизнеса.

- Задача HR - помочь бизнесу достичь результата. Я жду от HR рекомендаций, как команде лучше работать, не сгореть по дороге, как набрать новых людей и отдать тех, кто уже устал, - заявил он.

Управляющий директор по производству - главный инженер Иркутской нефтяной компании Руслан Салихов отметил, что "сервис сервису рознь".

- Допустим, вы приезжаете в автосервис, - привел он пример. - Что вам нужнее - просто шиномонтаж или полный детейлинг? Так и с HR. Если это сервис, то он должен превосходить наши ожидания, видеть все нужды и боли бизнеса и своевременно предлагать руководству корректирующие меры. Вот тогда HR и станет партнером, в компетенции которого входит и адаптация персонала, и социальные вопросы, и множество других задач.

Ольга Болбат ("ВкусВилл") поделилась парадоксальным опытом "HR Zero". В огромной компании (45 000 сотрудников, из которых на управленческий персонал приходится всего около 10 процентов) нет HR-службы в классическом понимании. Все ее полномочия переданы командам линейных подразделений и магазинов.

- Мы делаем упор на уход от централизации. Каждый человек в компании - внутренний предприниматель, который знает, как сделать лучше, - подчеркнула она.

"Система сложная, но очень интересная", - признали слушатели, поставив спикеру "лайки" в телеграм-чате.

На вопрос, возможна ли концепция "HR Zero" в Иркутской нефтяной компании, заместитель генерального директора по управлению персоналом Виктория Илюхина ответила утвердительно:

- Да, но только в том случае, когда выстроена система корпоративных ценностей и она действительно работает, когда созданы и отлажены механизмы управления. Я мечтаю о том времени, когда HR станет стратегическим и будет идти даже не в ногу с бизнесом, а на полшага впереди.

Итогом дискуссии стал вывод о том, что HR-служба должна действовать в единой связке с руководителем и собственником бизнеса, которые, в свою очередь, "должны сформулировать запрос на это". В зависимости от запроса, HR-служба может быть разной: исполнять привычные функции, быть сервисом и партнером. Как заключил модератор батла Андрей Константинов, "отношения бизнеса и HR - это улица с двусторонним движением".

Между тем

Сегодня в России сохраняется дефицит кадров в самых массовых сферах. Кандидаты стали капризнее: каждый третий отказывается от оффера, поскольку его тут же перебивает более выгодное предложение, 60 процентов не хотят приходить на очные интервью и выполнять сложные тестовые задания, а 70 процентов - не соглашаются с офисным форматом работы, предпочитая гибридный или "удаленку", даже в ущерб размеру вознаграждения. И это несмотря на то, что работодатели продолжают поднимать зарплаты и делают все более разнообразным и "пухлым" соцпакет. Еще одна неочевидная тенденция - стремительный рост самозанятых в России. Сегодня только официальная статистика говорит о 10 миллионах человек.