Эксперты: Переход "Аэрофлота" на отечественное ПО не отразится на пассажирах
В 2025 году "Аэрофлот" полностью перейдет на российское программное обеспечение (ПО), рассказал на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным генеральный директор компании Сергей Александровский. Эксперты считают, что в надежности отечественного ПО можно не сомневаться.
Так, например, в следующем году начнется внедрение программы "Купол" - она должна заменить программу поддержания летной годности AMOS. Также будет запущена российская программа по планированию полетов. Ожидается, что она позволит экономить от 2 до 5% топлива - это порядка 8 млрд рублей.
В целом отечественное ПО в отрасли используется давно. Его доля составляет уже более 90%, напомнил редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин. В частности, в IT-инфраструктуре Smartavia заменены сервера на оборудование отечественного производства, проведена замена некоторых производственных и коммерческих информационных систем, а S7 установила программу "ТАИС" от российской компании ОРС.
Артем Сигалов, руководитель направления производственных систем "АФЛТ-Системс" (IT-компания, входящая в группу "Аэрофлот"), рассказал, что санкционное давление "Аэрофлот" почувствовал первым в стране - буквально через полторы недели, так как вендоры зарубежных производственных авиасистем сразу сообщили, что начнутся ограничения в использовании продуктов.
Первым софтом, разработанным компанией, стала система планирования полетов, которую используют пилоты. Также создан отечественный "электронный портфель пилота" со всей необходимой информацией для полета, документами, навигационными схемами и т.д. и приложение для бортпроводников.
Что касается надежности отечественного ПО, то в нем можно не сомневаться, уверен Шатилин. Достаточно вспомнить сбой в мировой авиаотрасли, который произошел летом из-за одного приложения Windows. Россию он тогда не затронул.
При этом продукты, которые включены в реестр отечественного ПО, являются более безопасными и устойчивыми, чем те, которые в него не входят, добавила руководитель экспертно-аналитического отдела российского разработчика программного обеспечения ALMI Partner Елена Куц. Меньше всего рисков сейчас у прикладного ПО, операционных систем и офисных пакетов, потому что они массово внедряются и применятся довольно продолжительное время, сказал вице-президент "Борлас" по консалтингу Дмитрий Кичко.
Однако, по словам Шатилина, некоторые российские программы дороже иностранных и скромнее по набору функций, потому что они сами по себе "моложе". Иностранные же разработчики имеют больше опыта.
"Но это касается бизнес-процессов авиакомпании, а не пассажира. Его это коснется только очень условно в незаметном на фоне инфляции росте стоимости авиаперевозок", - уточнил собеседник.
По мнению гендиректора АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" Кирилла Семиона, основным приоритетом для компании будет, "чтобы пассажиры этого не заметили".
"Она направит усилия на то, чтобы сохранить объем сервисов, их удобство и скорость обработки запросов. Уверен, что у нее получится добиться данной цели", - заключил он.