«Сегодня необходимо трансформировать подходы к созданию образовательных программ»: на РКН-2022 обсудили просветительскую деятельность в цифровую эпоху

Жаркая дискуссия состоялась на сессии RUTUBE «Просветительская деятельность в эпоху digital на «Российской креативной неделе»

Сессия прошла в павильоне «Новые медиа, маркетинг и коммуникации». В ней приняли участие Максим Древаль, генеральный директор Российского общества «Знание», Артемий Понявин, директор исполкома Национального Дельфийского совета России, Марина Абрамова, директор форума «Российская креативная неделя», Дмитрий Гужеля, директор департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей», Вячеслав Груднев, заместитель председателя по GR-политике и административному управлению ООО УКС «Улицы России», Сергей Исаев, начальник отдела информационно-медийных проектов общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Илья Лочканов, заместитель генерального продюсера проекта «МедиаДрайверы», и Иван Лыкасов, креативный директор RUTUBE. Модератором сессии выступила Юлия Голубева, заместитель генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга».

Сессия началась с обсуждения актуальных вопросов и проблем, связанных с потреблением и распространением знаний в онлайн-среде.

«Виртуальное пространство безгранично, в нем может потеряться даже взрослый. Сегодня однозначно существует проблема избытка информации и неумения ей пользоваться», – отметила заместитель генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга» Юлия Голубева.

По данным аналитического отчета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в 2021 году мировой рынок онлайн-образования превысил 165 млрд долларов. При это он быстро растет, ежегодно увеличиваясь на 5-15%. Российский рынок онлайн-образования не менеединамичный: за 5 лет он вырос более чем вдвое, с 20,7 млрд рублей в 2016 году до 53,3 млрд в 2021. При этом меняется не только его объем, но и аудитория, представители «поколения Z» не мыслят себя вне цифровой среды, и онлайн-общение для них подчас более естественно, чем живой разговор.

Одной из ключевых тем сессии стала коммуникация с подрастающим поколением и выбор понятной формы общения с теми, кто вырос «со гаджетом в руках».

Артемий Понявин, директор исполкома Национального Дельфийского совета России: «С ребятами со смартфоном мы общаемся на их «смартфоновом» языке».

Современные просветительские проекты чутко реагируют на запросы аудитории, появляются новые форматы, запускаются адаптированные проекты. Так, Максим Древаль, генеральный директор Российского общества «Знание», рассказал, что «игровой формат — это самый быстрый формат получения знаний». И развеял бытующее представление о более низком уровне образования и осознанности у молодого поколения в сравнении с предыдущими: «Современная молодежь — она более осознанная в плане своего развития и поисков инструментов для своего развития».

Вячеслав Груднев, заместитель председателя по GR-политике и административному управлению ООО УКС «Улицы России»: «В сфере образования страдают личностные качества представителей молодежи. Сейчас мы работаем с тем, чтобы эти качества развить».

Спикеры также обсудили просветительские проекты, представленные на национальном видеохостинге, а Иван Лыкасов рассказал, каким должен быть просветительский контент. По его мнению, он «всегда должен быть скорым и быстрым. Людям нужна информация здесь и сейчас».

Спикеры развернули довольно масштабную дискуссию об особенностях и недостатках онлайн-образования по сравнению с классическим. Дмитрий Гужеля, директор департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» отметил: «Если курс четко спозиционирован, до конца дойдет 90-100% учеников. Это один из главных факторов успеха онлайн-курса».

Сергей Исаев, начальник отдела информационно-медийных проектов общероссийской общественно-государственной дестко-юношеской организации «Российское движение школьников» рассказал о важности общения с аудиторией курсов: «Перед тем, как начать составление курса, мы проводим большой опрос у школьников — потенциальной аудитории».

Несмотря на то, что просветительская деятельность вполне комфортно существует и развивается в digital-эпоху, онлайн-формат не способен полностью вытеснить офлайн. Артемий Понявин, директор исполкома Национального Дельфийского совета России: «Только говорится, что технологии настолько далеко шагнули, что все можно делать в интернете, но это далеко не так. Научиться играть на рояле с помощью интернета практически невозможно».

Взгляды спикеров на эффективность образовательных онлайн-курсов вызвали некоторые споры и разногласия.

Илья Лочканов, заместитель генерального продюсера проекта «МедиаДрайверы»: Успех онлайн-курса равен количеству и качеству практических навыков, которые получили ученики. Наши студенты уже готовы работать и творить, они точно знают, как это сделать. Многие онлайн-программы не дают никакого навыка, и это реальная проблема».

Максим Древаль: «Мы несем знания с целью расширить кругозор и заинтересовать сферой. Навыковое обучение нельзя сопоставлять со всем остальным. В офлайне тоже люди могут потратить годы и не работать по профессии».

Илья Лочканов отметил, что таким образом просветители просто снимают с себя ответственность за своих учеников: «Некоторые платят за «обучение», а получают «просвещение», и результат совершенно не оправдывает ожиданий».

И все же к концу дискуссии спикерам удалось прийти к общему мнению.

Марина Абрамова, директор форума «Российская креативная неделя» добавила: «Просветительский контент может быть любым. Не важно, развлекательный, обучающий или какой-либо другой. Ответственность за результат берет на себя только потребитель, который готов или не готов купить тот или иной курс. Онлайн, с моей точки зрения, носит только вспомогательную функцию в образовании».

Смотрите сессию «Просветительская деятельность в эпоху digital» полностью на RUTUBE!