Александр Логинов: Трафик идей и решений. Как «Ростелеком» строит отечественную цифровую инфраструктуру
Мы больше не разделяем жизнь на «онлайн» и «офлайн» — технологии вплелись в нашу повседневность настолько, что стали ее органичной частью. Однако за всем этим стоят сложные системы и проекты, которые требуют постоянного развития.
«Ростелеком» — это не только связь и Интернет, это системы видеонаблюдения, программы для умных городов, дистанционное электронное голосование и собственное производство оборудования. О том, как крупная телекоммуникационная компания адаптируется к новым реалиям, о реализованных проектах и перспективах рассказывает Александр Логинов, вице-президент — директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком».
Предлагаю начать с последнего крупного проекта. «Ростелеком» установил систему видеонаблюдения на недавних выборах губернатора Санкт-Петербурга. Могли бы вы рассказать подробнее, как это было организовано?
И не только на этих выборах губернатора. Мы с 2012 года организуем видеонаблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов на участковых избирательных комиссиях и в помещениях территориальных избирательных комиссий на выборах всех уровней.
Организация видеонаблюдения — это не только монтаж оборудования и предоставление защищенных каналов передачи данных, но и ответственность за сохранность этих данных. На первом этапе мы вместе с избиркомами смотрим, где установить камеры для охвата нужных участков помещений. Затем ставим остальное телеком-оборудование и источник бесперебойного питания: если вдруг внезапно пропадет электричество, он даст дополнительное время для автономной работы системы. Уже после создаем виртуальную часть проекта и ее киберзащиту, обеспечиваем работу специального служебного портала «Наш выбор онлайн». Плюс ко всему наша компания разработала и отвечает за работу дистанционного электронного голосования.
Насколько востребованным оказался формат удаленного голосования? Были ли попытки помешать работе системы?
На выборах губернаторов в этом году дистанционное электронное голосование на федеральной платформе было запущено в 25 регионах страны, этой возможностью воспользовались 827 тысяч человек, и нужно было сделать так, чтобы каждый проголосовал быстро и легко. И наша компания это обеспечила. За столько лет система видеонаблюдения уже зарекомендовала себя как надежная. Тем не менее мы были готовы и к самым непредвиденным обстоятельствам. Все три дня голосования наши специалисты круглосуточно следили за работой систем видеонаблюдения и спецпортала. Более того, были заранее сформированы аварийно-восстановительные бригады на случай нештатных ситуаций. В этом году нам пришлось отразить значительную кибератаку на сети во время выборов, а вот бригады для устранения физических неполадок, к счастью, не потребовались.
«Ростелеком» активно взаимодействует с различными государственными органами и городскими властями. Можете ли вы рассказать подробнее о ключевых проектах, реализованных совместно с правительством Санкт-Петербурга?
«Ростелеком» — основной инвестор проекта «Безопасный город» в Петербурге. Это целый комплекс мер, и без присутствия цифрового интегратора в его реализации не обойтись.
Во-первых, речь, конечно же, о системе фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Сейчас в городе более 700 наших камер, которые ловят в объектив лихачей на дорогах. Благодаря этому за последние годы количество ДТП снизилось на 37%, а пострадавших в них стало меньше на 50%. Еще одно важное направление — система городского видеонаблюдения. Мы с 2015 года устанавливаем и обслуживаем камеры в Северной столице. Почти за 10 лет смонтировано около 46 тысяч камер, и до конца года планируем установить еще более трех тысяч. Эти меры дисциплинируют и помогают снизить уровень преступности — за последние годы количество тяжких преступлений в Петербурге уменьшилось более чем на 30%. А наши умные домофоны с камерами помогли раскрыть более 90% квартирных краж.
За последние пять лет «Ростелеком» проложил кабель более чем к 500 социальным объектам Петербурга — это детские сады, школы, больницы и поликлиники. Мы построили несколько сотен километров волоконно-оптических сетей.
Мы разворачиваем дополнительные сети связи на мероприятиях общегородского, российского и международного уровней. Представьте, сколько людей посещают ПМЭФ или Петербургский юридический форум, сколько было гостей на недавнем Евразийском женском форуме или на Международном культурном форуме, сколько любителей искусства приходят на «Классику на Дворцовой». Каждый из них делится фотографиями, переписывается, звонит... И благодаря дополнительным мощностям даже при большом скоплении людей связи хватит на всех.
Понятно, что поиск новых идей и их разработка не прекращаются, но какой проект можете назвать среди последних, успешно внедренных в городе?
У нас действительно очень богатый опыт, и мы делали проекты уже, казалось бы, во всех областях. Но и нам приходится решать новые задачи. Из последнего интересного — в прошлом году мы приступили к разработке нового для нас продукта — автоматизированной системы курортного сбора. В апреле ее запустили. И она уже показала свою эффективность.
Мы сделали специальное программное обеспечение, которое интегрировали в уже работающие ПО отелей, гостиниц и хостелов. Если просто: теперь система видит все объекты, где могут останавливаться туристы, знает, на какой срок они приехали. Все данные автоматически собираются и передаются в Комитет по развитию туризма Петербурга.
К сентябрю общие поступления от курортного сбора в бюджет города составили 446 млн рублей, в том числе 92 млн рублей за август. На эти средства город продолжит развивать инфраструктуру как для гостей, так, конечно, и для жителей.
На петербургском заводе «Авангард» запущено производство базовых станций GSM/LTE. То есть компания в городе не только развивает цифровые сервисы и информационные системы, но и участвует в промышленности. Какие технологические и стратегические преимущества это дает региону и всей стране? И планируете ли вы расширять предприятие?
Именно на базе завода «Авангард», где выпускает телеком-оборудование дочерняя компания «Ростелекома» «НПО РТТ», были произведены камеры для видеонаблюдения на выборах президента в этом году и губернаторов. И камеры эти использовались по всей стране.
Поэтому можно сказать, что расширение производства уже идет. Всего за один год мы выпустили более 60 видов разных устройств: коммутаторы и маршрутизаторы, IP-телефоны, IP-видеокамеры, счетчики электроэнергии, радиобрелоки. Этой весной по заказу еще одной нашей «дочки», компании «Булат», на «НПО РТТ» мы изготовили опытную партию первой российской базовой станции. Первые 20 устройств сейчас находятся на тестировании в Нижегородской области. Благоприятные последствия развития производства очевидны — это предоставление новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в бюджет города. В глобальном смысле это еще один шаг в импортозамещении стратегически важного оборудования.
Насколько сложно обеспечить полный отказ от иностранных технологий в условиях санкций?
Телеком — одна из тех отраслей, в которой импортозамещение началось задолго до введения масштабных зарубежных санкций. Сейчас в России производят оборудование нескольких типов — абонентское, для систем информационной безопасности, для магистральных сетей и локальных сетей доступа, для мобильной связи и ЦОДов. И практически по каждому направлению у нас есть собственные наработки или наработки в дочерних или партнерских организациях.
Мы озаботились вопросами импортозамещения и задачами по созданию собственного оборудования и программного обеспечения задолго до 2022 года. Например, уже многие годы компания приобретает оптоволокно и различное телеком-оборудование у российских производителей. Мы много создаем самостоятельно, ресурсами дочерних организаций («Булат», «НПО РТТ», «Электра») и, конечно, совместно с российскими партнерами, которые специализируются на разработке и производстве отечественного оборудования и ПО — «Кьютэк», «Элтекс», Т8 и другие.
В отсутствие прежних вендоров есть ли риски для «Ростелекома» и его клиентов, особенно в критической инфраструктуре?
У нас был определенный запас телекоммуникационного оборудования, поэтому мы минимизировали возможные последствия из-за ограничения поставок. В целом можно сказать, что постепенно мы выровняли ситуацию и даже вернули цены по некоторым позициям на уровень 2021 года.
В какой-то степени на потреблении продуктов и услуг сказался уход западных игроков с рынка видеоконтента. Но ведь главное — быть готовым к изменениям, поэтому мы оперативно скорректировали наполнение нашего онлайн-кинотеатра Wink: заменили ушедшие из России ТВ-каналы другими, сохранив при этом качество, и даже начали снимать собственные фильмы и сериалы. О том, насколько это получилось, можно понять по популярности сериала «Слово пацана».
Мы безболезненно отказались от сотрудничества с некоторыми зарубежными разработчиками антивирусных программ: отечественный «Касперский» ничуть не уступает западным аналогам и даже превосходит их по некоторым параметрам.
Увеличивается количество коллабораций с партнерами, например, мы запустили несколько новых совместных проектов с предложением музыкального контента и электронных библиотек. А сейчас и вовсе создаем собственный музыкальный продукт.
То есть конечный пользователь не чувствует на себе влияние санкций?
Сегодня конечный пользователь не ощущает на себе постепенного перехода на использование отечественного оборудования в телекоме и нашу технологическую автономность от части стран. Например, в 2023 году мы продолжили бесплатно менять старое оконечное оборудование для домашнего Интернета и телевидения абонентам Северо-Западного округа. Оборудование ставим наше, российское. Это большой федеральный проект. С 2021 года мы обновили уже 80% Wi-Fi-устройств. Причем меняем оборудование, даже если абонент не попал под федеральный проект, а просто его роутер уже не выдерживает нагрузку и скорости.
Сотрудничаете ли вы с вузами или специализированными учебными заведениями в регионе?
Конечно, это важно — ведь это будущие специалисты в нашей области. Нужно успеть схантить перспективных людей, сегодня они на вес золота. А чтобы они стали перспективными, нам нужно помочь учебным заведениям, которые готовят специалистов в области телекоммуникаций и информационных технологий, вложить в студентов правильные знания. Поэтому мы и помогаем улучшать материально-техническую базу, и организуем стажировки для студентов в своих подразделениях.
Особый прицел — на вузы, где открыты базовые кафедры компании. В Петербурге это Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций (СПбГУТ) им. профессора М. А. Бонч-Бруевича — старейший и крупнейший вуз отрасли связи и телекоммуникаций, выпускающий высококвалифицированные кадры более 80 лет. Здесь у нас и базовая кафедра, и подготовка по дополнительной образовательной программе.
Как вы мотивируете и удерживаете сотрудников, особенно в конкурентной среде, где высок спрос на ИT-кадры?
Специалистов действительно не хватает, поэтому нам нужно создавать для будущего сотрудника не просто места, привлекательные по зарплате: молодежи важен комфортный климат в коллективе, удобства и льготы.
Например, у нас есть отличная пенсионная программа, которая позволяет накапливать средства для дополнительной пенсии или просто забрать всю сумму при увольнении. Эта тема кажется далекой молодежи, но коллеги постарше просвещают их.
У нас есть партнерские программы с другими компаниями, есть великолепные возможности обучения в онлайн-университете. Конечно, есть специальные курсы для детей сотрудников и даже такая, казалось бы, мелочь, как предоставление выходного дня для родителей первоклассников. Из таких деталей и предложений, которые не каждому нужны, но все о них знают, и складывается общее представление о компании — это большая семья, где каждый может расти и развиваться, при этом без отрыва от семьи реальной.
Как федеральная компания, вы наверняка имеете вакансии в каждом регионе. Как удается справляться с большим потоком резюме и отбором лучших соискателей?
В компании более 120 тысяч сотрудников по всей России, работа по поиску кандидатов для наших вакансий беспрерывна, и у нас есть отличный инструмент: искусственный интеллект.
С помощью ИИ мы просматриваем резюме и выбираем оптимальные варианты — нейросеть делает это в 300 раз быстрее, чем человек. Виртуальный помощник может уточнить, ищет ли кандидат работу, где живет, готов ли к переезду, какими навыками обладает, то есть создать воронку для отсева кандидатов.
Искусственный интеллект умеет анализировать опросы в компании, тесты сотрудников, может разработать индивидуальный план обучения или переподготовки. И все это мы активно применяем в своей работе.
Расскажите о планах «Ростелекома» в Северо-Западном регионе.
Задач стоит много. Компания строит магистрали по всей стране, в разных климатических условиях, чтобы современная связь была доступна максимальному количеству жителей России. Мы продолжаем масштабную работу по замене устаревшей телеком-инфраструктуры, в том числе в сложных исторических локациях Петербурга.
Создаем с нуля и развиваем множество цифровых платформ, в том числе «Ростелеком Ключ». В конце концов, на дворе XXI век, можно в один клик заказать домой все что угодно, а показания счетчиков многие до сих пор передают самостоятельно. А в связи с новым законом о беспрепятственном доступе пожарной службы очень нужными оказываются наши умные шлагбаумы, которые считывают номера и автоматически открываются для проезда спецтранспорта. Что же до умных домофонов и видеонаблюдения, на мой взгляд, они тоже уже стали базовыми вещами для обеспечения безопасности в собственной квартире.
Чтобы внедрять такие системы, как «Ростелеком Ключ», нужна хорошая инфраструктура. Везде ли она есть?
И не только «Ростелеком Ключ». В Петербурге, к примеру, сейчас идет невидимая для большинства работа по цифровизации государственных информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это невероятно трудоемкая работа. Нужно объединить 12 разрозненных информационных систем, существовавших долгие годы и устаревших, в одну. От ее эффективности зависит корректный расчет субсидий за услуги ЖКХ около одного миллиона граждан ежемесячно. И конечно, чтобы система работала как часы, нужно цифровое развитие города.
А чтобы подобное было возможно не только в крупных городах, компания активно работает над расширением сети широкополосного доступа в Интернет по всему Северо-Западу. Легко сетовать на «низкую» скорость в 200–300 Мбит/с в крупном населенном пункте. Намного сложнее говорить о цифровизации в маленьком поселке. Провайдеры очень неохотно туда идут: нерентабельно для бизнеса. Мы, как очень крупная компания, можем позволить себе подобные проекты, даже если они будут долго окупаться, потому что позиционируем себя как социально ответственный бизнес. Людям нужен доступ к цифровым услугам, к информации и современным технологическим возможностям. Очевидно, что стабильный быстрый Интернет — основное требование современного общества, и поэтому мы стремимся обеспечить его доступность и в крупных городах, и на удаленных небольших территориях.
Реализация всех этих инициатив — и многих-многих других — требует внушительных усилий и инвестиций. Но эти шаги неизбежны, чтобы идти в ногу со временем и оставаться в строю на столь конкурентном рынке, быть сильным игроком в экономике государства, приносить пользу стране и ее жителям.