Госкорпорация «Росгео» заявила о вероятности технического дефолта по облигациям
Госкорпорация «Росгео» — крупнейший в России геологоразведочный холдинг, осуществляющий поиск всех видов полезных ископаемых, — допустила технический дефолт по своим облигациям. Речь идет о долговых бумагах на сумму 6 млрд рублей со ставкой полугодового купона 9% годовых до погашения, которые «Росгео» разместила в 2021 году.
Выплата должна была состояться 26 сентября, однако эмитент указал на отсутствие денег и иных источников для исполнения обязательства.
Впервые «Росгеология» объявила о том, что испытывает трудности с погашением номинала по облигациям с фиксированным купоном, 10 сентября. Бумаги компании в середине месяца подешевели на 19%. Тогда отмечалось, что «Росгео» ищет источники для погашения облигаций, в том числе за счет средств господдержки, а также планирует начать переговоры с держателями облигаций о продлении срока погашения.
Вот что Business FM рассказал инвестировавший в бумаги «Росгео» Геннадий:
— Я являюсь квалифицированным инвестором, поэтому имею возможность приобретать данные облигации. С учетом того, что компания «Росгеология» на 100% государственная, 100% акций принадлежат Росимуществу, и с учетом рейтинга А, это один из самых наивысших рейтингов, я принял решение приобрести данные облигации, потому что был уверен, что никакого форс-мажора в госкомпании случиться не должно. Но государственная компания, которая, по идее, должна проверяться, которая входит в список значимых компаний, который утверждается правительством, кинула своих инвесторов. Я не знаю, сколько тысяч [потерял], может, миллион. Я потерял значительную для меня сумму денег, я бы не хотел ее называть, это сотни тысяч рублей. Эти облигации я приобрел в сентябре этого года.
— Под выплату купона, вероятно?
— Совершенно верно. Я купил еще до того, как стало известно, что компания не погасит всю сумму, которая должна была быть погашена 26 сентября. Насколько я понимаю, гарантии государства нет. Если компания не заплатит в течение трех месяцев, можно подать в суд на банкротство. Если суд примет решение о том, что эта компания — банкрот, получается, что на погашение обязательств компании будет направлено все имущество компании. Государство как акционер, который когда-то вложил деньги, то есть не свои деньги, а народные деньги, опять же, мои деньги, эти деньги потеряет. По сути, государственная компания не в состоянии платить по долгам.
В «Росгеологию» входят более 40 компаний. В феврале этого года США ввели санкции против десятка компаний «Росгеологии» и кораблей ее флота.
По итогам 2023 года компания получила убыток по МСФО почти на 6 млрд рублей, а ее чистый долг утроился и превысил 11 млрд рублей.
Технический дефолт «Росгео» — это не рядовой, но и не уникальный случай для российского финансового рынка, когда в центре событий оказалась госкомпания. Похожую ситуацию пережила структура «Роснано», которой удалось погасить долги, отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета Сергей Суверов:
— Не все выпуски облигаций госкомпании гарантируются государством: в ряде случаев они гарантируются государством, в ряде — нет, поэтому государство не обязано стопроцентно помогать «Росгео» в выплате своих долгов. Но для государства это репутационный риск. Между техническим дефолтом и реальным дефолтом есть время — десять рабочих дней, в течение которых может последовать финансовая поддержка государства, но, опять, это необязательно. С другой стороны, это все-таки возможно. Поэтому я думаю, что инвесторам надо запастись терпением, занять выжидательную позицию по решению правительства по помощи госкомпании. Конечно, дефолт госкомпании — это огромный репутационный риск для государства.
— Как давно известно, что возможен дефолт, что есть предпосылки к нему?
— Слухи о том, что у «Росгео» есть проблемы, появились относительно недавно, но они уже какое-то время циркулируют среди инвесторов, то есть о проблемах у «Росгео» уже несколько недель известно на финансовом рынке. Прецедентная была история с «Роснано», которая тоже была на грани технического дефолта, но потом все-таки удалось ситуацию урегулировать, и «Роснано» погасила свои обязательства. Компания тоже была на грани технического дефолта, и это тоже госкомпания. В принципе это подрывает доверие к государственным институтам со стороны финансового сектора, инвесторы будут смотреть финансовые показатели каждой отдельной компании, чтобы принимать решение об инвестировании.
В мае этого года «Росгеология» обратилась за помощью в правительство, писал «Коммерсантъ». Компания жаловалась на сокращение госзаказа на геологоразведку и санкции, которые лишили ее доходов от международных проектов, и просила 25 млрд рублей из бюджета на погашение кредитов.
Кроме того, топ-менеджеры просили вернуть «Росгеологии» статус единственного исполнителя госконтрактов на геологическое изучение, который открывал ей доступ к бюджетному финансированию без конкурса. Без господдержки убытки компании могут достичь 14-17 млрд рублей к концу года, били тревогу в «Росгеологии».
Также в мае рейтинговое агентство АКРА понизило рейтинг «Росгео» на одну ступень, до уровня A- («умеренно высокий уровень кредитоспособности», как определяет его само агентство).