ЦБ планирует разделить суборды банков на два типа

Банк России планирует усовершенствовать правила выпуска субординированного долга банков, установить достаточно высокий триггер для конвертации субордов в капитал банка, а также разделить суборды на два типа, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая на XXI Международном банковском форуме. ЦБ планирует опубликовать новую концепцию регулирования и обсудить ее с рынком.

В частности, среди инициатив — разделение субордов банка на два типа.

Первый тип смогут покупать крупные акционеры банков, например, с долей владения более 5%. И «если такой триггер, достаточно высокий, будет пробит, то этот долг обязательно должен списываться в капитал, это будет инструмент финансового оздоровления банка», заявила Эльвира Набиуллина. Второй тип субордов может быть доступен широкому кругу инвесторов. Его списание возможно только в той сумме, которая нужна для восстановления капитала. «Когда капитал восстановится, появится прибыль, этот субординированный долг должен восстановиться — инвестор должен получить восстановление долга и купонов. И пока такое восстановление не произойдет, то банк не будет выплачивать дивиденды и бонусы своим акционерам», пояснила глава ЦБ.

«Мы пониманием, хотя есть запас капитала у банков, банкам нужен дополнительный капитал и для роста кредитования, и для восстановления надбавок», — пояснила председатель регулятора. В частности, некоторым банкам не могу помочь акционеры, а прибыли недостаточно, поэтому «они смотрят в сторону субординированного долга».

Практика, и не только российская, показывает, что в случаях стресса субординирванные инструменты не всегда выполняют функцию «покрытия убытков», как это делает капитал, заявила Эльвира Набиуллина. «И банки всячески избегают списывать субординированный долг. Потому что они его продают обычно своим крупным клиентам – VIPам. Продают, маркетируя как долг, и не хотят потом терять отношения с этими клиентами. По сути дела, долг не списывается и не используется как капитал», — пояснила она. «Кроме того, триггер для списания установлен очень низко, и к тому моменту, когда уже возникает это обязательство — списать капитал — банк потеряет большую часть своего капитала».

С другой стороны в этом инструменте есть «тоже своя несправедливость», отметила Эльвира Набиуллина. «Инвесторы, которые вложились в субординированный долг, при списании могут потерять все, а банк восстанавливает свою платежеспособность, и акционеры не теряют ничего практически», — сказала она. «Это нарушает тот принцип очередности, ответственности, который должен быть у банка — все-таки в первую очередь отвечать должны акционеры», — добавила глава регулятора.

Новость дополняется