На TNF обновили список задач региональной промышленной политики
Два десятилетия сибирская осень сопряжена с одним из важнейших отраслевых событий страны - нефтегазовым форумом, который с 2022-го носит федеральный статус и называется промышленно-энергетическим. Третий год подряд в Тюмень приезжают не только руководители флагманских компаний ТЭК, не считая сотни именитых ученых и тысячи молодых специалистов, - интерес к площадке демонстрируют главы федеральных ведомств и регионов, иностранные гости.
TNF-2024 посетили российские министры Антон Алиханов и Сергей Цивилев, министр энергетики Беларуси Алексей Кушнаренко, делегации из Казахстана, Египта, Кувейта, Саудовской Аравии, Узбекистана, большие команды привезли губернаторы Югры и Ямала. Говорили о многом, но так или иначе все стратегические сессии и заседания, круглые столы сводились к главной теме - обеспечению технологической устойчивости системообразующей отрасли. В период мировых перемен поиск верных решений и надежных партнеров для долгосрочного сотрудничества - задача на завтра и послезавтра для всего отечественного ТЭКа, да и промышленного комплекса страны в целом. Как с ней справляется Тюменская область, можно было узнать из первых рук.
- Более 70 промпредприятий, производителей нефтегазового оборудования и услуг работают на нашей территории. Ярким примером взаимодействия государства и рынка является модель ассоциации "Нефтегазовый кластер", которая помогает отрасли оперативно отвечать на современные вызовы. В Тюмени открыты центры принятия решений, есть отраслевой вуз, 15 исследовательских центров. Мы выделяем субсидии на выполнение НИОКР. Большой потенциал имеют технопарк ДСК-500 и межвузовский кампус, - отметил губернатор Александр Моор.
Каждый новый TNF - презентация проектов, заявленных в дорожной карте на предыдущем форуме. Очевидно, что поступательное выполнение планов обещает технологическую устойчивость как минимум в границах субъекта. Глава областного правительства представил гостям самые свежие результаты. На площадке завода "Тюменские моторостроители", например, начали собирать первый опытный образец газотурбинного двигателя мощностью 16 МВт - агрегат призван обеспечить плановую замену и модернизацию парка импортных двигателей, которые используются в газотранспортной системе России. Стендовые испытания специалисты планируют завершить к концу 2025 года. "Газпром нефть" достроила научно-исследовательский комплекс "Геосфера" (пока ведутся пусконаладочные работы лабораторного оборудования, эксплуатация стартует через несколько месяцев) - первый в стране роботизированный центр изучения геологических пород-флюидов и керна, где будут подбирать оптимальные инструменты для разработки новых залежей и поиска решений для увеличения добычи на действующих скважинах. Новинка, по всему, станет наукоемким ядром экосистемы нефтедобытчиков. Кроме того, Тюмень обзавелась испытательным центром промышленной автоматизации - от той же компании. На площадке планируется разрабатывать и утверждать национальные стандарты, связывать друг с другом АСУ ТП из разных отраслей, от разных производителей.
В 2019 году на полях форума было принято решение объединить разных игроков нефтегазового рынка - ВИНКи и промышленные, нефтесервисные предприятия, локальные отраслевые бренды. Так возник тюменский нефтегазовый кластер, который сегодня, через 5 лет, объединяет уже 168 участников из 24 регионов. Они формируют кооперационные цепочки и сообща, помогая друг другу, создают уникальные проекты и продукты. Отметим: на нынешний форум прибыли представители китайской компании "Тайхэ Шэньси" - специально, чтобы стать частью отраслевого сообщества. Иностранные бизнесмены планируют на первом этапе производить трубы для бурения в индустриальном парке "Богандинский", а далее выпускать более сложное нефтегазовое оборудование и машины. Кстати, партнеры уже заручились поддержкой регионального инвестагентства при регистрации юрлица, налаживании налогового и бухгалтерского учета.
Тюменский нефтегазовый кластер сегодня объединяет уже 168 участников из 24 регионов
Добавим, что тюменское правительство ждет и пакет новых договоренностей с братской Республикой Беларусь. Коммунальная техника производства белорусских компаний "Амкодор", МАЗ, МТЗ давно на вооружении областного центра, "Могилевлифтмаш" закрывает более 70 процентов потребности в лифтах, сибиряки применяют продукцию компании "СТиМ" - термопластик для нанесения дорожной разметки. За полгода товарооборот между Беларусью и Тюменской областью составил 2,2 миллиарда долларов - 167 процентов к уровню первого полугодия 2023 года.
Все это замечательно, но всегда хочется большего. Делегатам от союзного государства Александр Моор предложил такие варианты: обслуживать газотурбинное оборудование предприятий республики с использованием компетенций предприятий Тюменской области; создать в Тюмени авторизованного дилера белорусской техники на базе "ТехноЦентра"; проводить совместные исследования в области биобезопасности, в том числе с использованием площадки будущего межуниверситетского кампуса. А вот удастся ли воплотить в жизнь все намеченное, узнаем на следующем TNF.
Форум TNF и приуроченная к событию промышленная выставка - традиционное место показа новинок для топливно-энергетического комплекса. Эксперты отмечают: за последние годы отечественная промышленность существенно нарастила темпы освоения производства продукции, которая ранее в России не выпускалась во многом благодаря тому, что минпромторг направил на эти цели свыше 60 миллиардов рублей - средства пошли на субсидирование НИОКР, льготные займы и программы стимулирования спроса.
- Эти усилия позволили нам нарастить долю импортонезависимости с 43 процентов в 2014 году до 65 в 2024-м по всему нефтегазовому оборудованию, - констатирует замдиректора департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга России Сергей Бобров.
На выставке показали первые локализованные образцы критически важной продукции, в том числе верхний привод для буровой. Фото: Татьяна Андреева/РГ
Сегодня в отрасли прослеживаются два мощных технологических тренда: обратный инжиниринг и стремление к интегрированному бурению.
Так, одна из тюменских компаний прямо на стенде показала, как проводится сканирование и построение 3D-модели на примере колеса вездехода. Дальше подразумевался подбор материалов, разработка конструкторской документации. Команда из 12 инженеров сложилась в 2022 году, на сегодня в их портфолио множество проектов. Недавно вернулись из Магадана, где прямо в шахте сканировали лопасти лопатки насоса. А самая крупная деталь, которую удалось восстановить, - 40-тонный вал на ГЭС, рассказал сотрудник фирмы Владислав Резвых. Спрос на такие услуги большой: только за четыре дня выставки поступило 50 предложений о сотрудничестве.
В отличие от реверс-инжиниринга, тема высокотехнологичного бурения на TNF-2024 поднималась впервые: отечественный бизнес дозрел до "цифровой буровой", где установку обслуживает всего один высококвалифицированный специалист. Лет 10 назад ее концепцию сформулировал один из членов "мировой нефтесервисной четверки". В России же идею подхватили недропользователи, поскольку она позволяет сократить количество персонала на кустовых площадках и снижает стоимость добычи. Пока связать в одно целое скважинное, наземное оборудование и систему управления ни у кого не получилось, но заметные шаги в эту сторону уже сделаны.
В частности, один из гигантов ТЭК начал реализовывать программу "Цифровая буровая" еще в 2019 году. По словам менеджера Руслана Калманова, сначала были проанализированы все доступные решения. С 2021 года началось их тиражирование. 2022-й ушел на интеграцию данных из центра бурения в ИТ-архитектуру. В 2023-м заработала цифровая режимно-технологическая карта, по сути, машиночитаемое бурение. Также удалось обеспечить обмен информацией, теперь инженер в центре управления видит все отклонения от плановых режимов на скважине и выдает рекомендации АСУ ТП. Планы на 2024-й - внедрить инженерные онлайн-расчеты.
- Программа разделена на пять этапов. Мы пока на третьем - делаем все без привлечения дополнительного оборудования, только с помощью софта. Дальше должны внедряться роботы, - поделился планами Калманов. - С помощью автоматизированной системы создано уже 1,5 тысячи скважин. Цель - полностью автономная интеллектуальная система, автобурильщик и автоинженер.
Усложнение технологии влечет взрывной спрос на российские ИТ-решения, покрывающие весь производственный цикл
Как показывает практика, сроки запуска скважин за счет "умного" бурения сокращаются на 40 процентов. Еще одно преимущество - отсутствие скрытого непроизводительного времени, минимизация человеческих ошибок.
Вместе с тем усложнение технологии влечет за собой взрывной спрос на российские ИТ-решения, покрывающие весь производственный цикл. Роботы на промыслах тоже недалекое будущее. К примеру, в этом году в лаборатории Восточно-Мессояхского месторождения начали тестировать робохимика. Он исследует образцы жидких углеводородов и пластовой воды, проводит до 30 испытаний в смену.
Но тотальная цифровизация отрасли сегодня идет не только по пути внедрения новой техники и технологий: не менее важное направление - импортозамещение уже имеющегося софта. К 2030 году на российское ПО должны перейти 80 процентов предприятий, в том числе субъекты критической информационной инфраструктуры, к которым относится и ТЭК. Игроки отрасли отмечают, что сегодня в сфере разведки и добычи углеводородов уже много зрелых цифровых отечественных решений, а вот российских разработок, решающих задачи поставки, логистики, переработки, сбыта и газораспределения, гораздо меньше.
По мнению экспертов, и это в равной степени касается и "железа", и программного обеспечения, для повышения конкурентоспособности российской продукции необходимо увеличение серийности ее производства. Но объемы сильно ограничены потребностями внутреннего рынка, а значит, нужно выходить на международный. Это позволит машиностроителям и айтишникам увеличить маржинальность своего бизнеса, а стране в целом - укрепить свои позиции как поставщика высокотехнологичных продуктов.