Войти в почту

Спорную таксу в авиабилетах заменит сбор: платить придется даже больше

Оператор российской системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), АО «ТКП», предложила партнерам с 1 ноября изменить схему расчетов за оформление авиабилетов, которые выписываются через СВВТ. Сейчас услуги ТКП оплачивает пассажир через таксу ZZ (последние несколько лет ее размер составляет 185 руб. за один сегмент. – Ред.), она по умолчанию добавляется к стоимости авиабилета. Вместо таксы билетным агентствам предлагается платить сбор за услугу информационно-технологического обеспечения (ИТО). Как пишет РБК, сбор подпадает под уплату НДС. Таким образом, стоимость каждого полетного сегмента, проданного через ТКП, вырастет со 185 до 222 руб.

Спорную таксу в авиабилетах заменит сбор: платить придется даже больше
© TourDom

По оценке президента Ассоциации агентств воздушного транспорта (ААВТ) Сергея Демиденко, эта рокировка приведет к значительному росту издержек партнеров ТКП, так как сейчас они платят за ИТО фиксированную сумму – всего 1800 руб. в месяц. Он прогнозирует, что билетные компании станут менее конкурентоспособными, так как их клиентам, особенно корпоративным, станет выгоднее покупать авиабилеты не в билетных агентствах, а напрямую у авиакомпаний.

Эксперты, опрошенные «ТурДомом», согласны с этой точкой зрения отчасти. Во-первых, предлагаемая схема расчетов затронет только билеты отечественных авиакомпаний, которые пользуются ТКП, так как с зарубежными расчеты идут через иностранную систему BSP. Поэтому доля ТКП в общем объеме у некоторых крупных компаний минимальна. Во-вторых, обычный потребитель вряд ли заметит разницу между 185 и 222 руб. – эта сумма просто растворится в общей цене авиабилета.

Эта дельта действительно критична только для корпоративных клиентов – предприятий и компаний, которые пользуются услугами агентств, чтобы отправлять сотрудников в командировки. «Контракты с ними заключаются заблаговременно и на долгий срок. Билетным агентствам придется перезаключать их и объяснять, почему с 1 ноября к цене билета плюсуется новый сбор, который проходит по другой статье расходов», – рассказал «ТурДому» представитель одной из компаний.

Участники билетного рынка, имеющие большие объемы в сегменте бизнес-тревел, видят в этом серьезную проблему. По нашей информации, они не теряют надежды договориться с ТКП и запланировали встречу с руководством компании, а если не поможет, – готовы обращаться в ФАС.

Такса ZZ применяется более 20 лет, однако все это время не утихали споры по поводу ее законности. В 2019 году ТКП пыталась пролоббировать изменения в Федеральные авиационные правила, однако попытка провалилась. Летом этого года Железнодорожный суд в Новосибирске по иску новосибирского транспортного прокурора обязал авиакомпанию «Победа» вернуть пассажиру эти 185 руб. и компенсировать моральный вред, так как обосновать законность включения таксы в стоимость билетов, ссылаясь только лишь на условия ТКП, перевозчик не смог. Как предполагают наблюдатели, именно с этим связано желание заменить таксу сбором и тем самым убрать все негативные моменты, точнее – переложив их на партнеров.