Опять по шпалам: тариф уходит в небо, инвестиции – в туман
Стоимость перевозок по железной дороге вскоре существенно вырастет. Тариф для предприятий станет почти запретительным. Удорожание оправдывается некой «инвестпрограммой», на которую хотят израсходовать не менее 1,8 трлн рублей. На что конкретно собираются потратить колоссальные деньги, не разглашается, проекты новых магистралей вроде Северного широтного хода (СШХ) по-прежнему отложены в долгий ящик.
Плюс 22% на грузовые перевозки – аппетиты руководства РЖД впечатляют. Однако только этим дело не ограничится, подорожают также отдельные позиции вроде транспортировки контейнеров, стройматериалов и т. д. В целом стоит говорить о том, что для экономики РФ железнодорожные перевозки станут стоить минимум на 25% больше. А для кого-то и на все 30%...
Хочется денег, много, очень. Позиция руководства РЖД не нова, именно этим каждый год объясняется рост тарифов. За 2024-й издержки предприятий, пользующихся «чугункой», выросли на 11%, вырученные деньги железнодорожники вроде как тратят на что-то полезное. Во всяком случае, так утверждается.
Правда, факты говорят об ином. Пути приходят в негодность, по этой причине регулярно происходят катастрофы. Например, пассажирский поезд №511 «Воркута – Новороссийск» сошёл с рельсов (погибло два человека, несколько десятков получило травмы разной тяжести) по причине того, что насыпь 18 лет никто не ремонтировал. Очень странные в РЖД понятия об «инвестициях»...
Банки денег данной организации почему-то не дают. К чему бы это? И что делать?
«Другой вариант чтобы получить средства на стройки – бюджет. Но сегодня и это не выход. Дефицит средств в бюджете РФ, хоть и меньше прогноза, но всё же он есть. Далее, как вариант, можно было бы вложить в развитие железных дорог средства ФНБ. Но и его запасы конечны, и потихоньку, по мнению экспертов, тоже иссякают.
А не пощипать ли очередной раз бизнес?! НДПИ, пошлины, рост налога на прибыль... И вот вспомнили про тарифы. «Тут ещё не всех обчекрыжили» – подумалось, видимо, железнодорожным функционерам», – считает основатель экспертного проекта N. TransLab Мария Никитина.
Как несложно догадаться, работающие для СВО предприятия ВПК тоже вынуждены будут платить. Не только за перевозку ракет, танков, снарядов и патронов, но и за поставки сырья, комплектующих и всего прочего. Нагрузка на госбюджет вырастет.
В сфере железнодорожных перевозок в последнее время вообще творятся какие-то странные делишки. Компании-операторы – собственники вагонного парка – меняют своих хозяев. Владельцем Первой грузовой компании (ПГК) вроде как стал ВТБ, хотя формулировка звучит, что данное юрлицо «перешло под управление» банка. Есть информация, что туда же могут перекочевать «Трансфин-М», «Атлант» и ещё ряд операторов.
Непонятно с «Федеральной грузовой компанией» (ФГК), пошли разговоры о том, что её зачем-то обязательно нужно передать в частные руки. Сейчас это 100%-я «дочка» ОАО РЖД, но ФАС вдруг выступил против подобного расклада – типа монополизм, и всё такое.
При этом поговаривают, что ФГК тоже может достаться ВТБ. В совокупности с ПГК и прочими активами получится более 200 тыс. вагонов в одних руках. Это монополизмом не считается? Или смотря как и для кого считать?
Развитие сети железных дорог, по сути, прекратилось – все перспективные проекты вроде СШХ заморожены.
Причём конкретно с этой магистралью дело куда сложней. Изначально, ещё при Сталине, данную железную дорогу строили для защиты Советского Союза от нападения со стороны Арктики, по трассе должны были ходить зенитные поезда и перебрасываться войска. Потом, по мере роста военной мощи СССР, это стало уже не особо актуально, но сейчас всё иначе. Финны вступили в НАТО и собираются строить военную базу прямо у наших границ, присутствие североатлантического альянса в тех краях растёт.
«Мы знаем о ревизионистских настроениях относительно архипелага Шпицберген, [продолжаются] попытки выдавливания нас из региона, занятия банок, рыболовных промыслов, оспаривания права России распоряжаться Северным морским путем. В 2012 году мы приняли решение о том, что Северный морской путь – собственность только России. После этого в 2020 году мы утвердили примат нашего внутреннего права над международным правом», – говорит военный эксперт, специалист по армиям НАТО Александр Артамонов.
То есть Северный морской путь тоже придётся защищать, а без береговых баз, без оперативной доставки оружия и боеприпасов, это невозможно. СШХ нужно срочно начинать достраивать, и какие-то там разговоры о прибылях и убытках тут неуместны.
К тому же РЖД вроде как государственная структура, то есть должна выполнять государственные же задачи. А именно – доставлять грузы и людей по всей нашей необъятной стране максимально быстро и дёшево. Развивать сеть железных дорог, которая пока что наоборот постепенно скукоживается, вводить в эксплуатацию новые типы локомотивов и т.д.
Всего этого нет и в помине, налицо лишь безумный рост «инвестиций». Каким образом они осваиваются, известно хорошо. За всё это страна платит темпами экономического роста. Судя по всему, хотят заставить платить ещё больше. Или же вовсе запретить предприятиям пользоваться железнодорожной инфраструктурой России.
То есть в РФ имеется «государство в государстве», в котором работа в плане развития экономики, укрепления обороноспособности и просто улучшения жизни граждан не ведётся, всё ровно наоборот. Плюс всякие непонятные шахер-махеры с вагонным парком. Самое время задуматься о восстановлении Министерства путей сообщения. Закрыть все частные и окологосударственные лавочки, а железнодорожные активы передать в прямое народное управление.