Обновлено в 16:45
Центробанк с октября запустит платформу «Знай своего клиента» для получения данных об уровне риска ИП или юрлица. Проверить можно будет как собственный уровень риска, так и уровень риска третьих лиц, в том числе потенциальных и действующих контрагентов. Это позволит снизить риски взаимодействия с недобросовестными компаниями, отмечает регулятор.
Причем если компания или ИП не согласны с тем, что находятся в «красной зоне» на платформе ЗСК, они вправе обратиться в Банк России с заявлением о пересмотре такого решения. Но это могут сделать только те клиенты, к которым их банк не применил ограничительные меры по «антиотмывочному» законодательству.
Редакция Business FM поговорила с предпринимателями и узнала, будут ли они пользоваться этой системой проверки:
Исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский:
«Проект оценен положительно, считаем, что чем больше у бизнеса есть инструментов для проверки своих партнеров, тем будет лучше и, собственно говоря, безопаснее. Потому что на рынке очень много мошенников, очень много компаний, которые нестабильны, но при этом уверяют своих партнеров, что они максимально стабильны и так далее. И потом возникают какие-либо финансовые истории, которые приводят к тому, что благонадежные компании начинают нести убытки. На рынке сейчас есть инструменты для того, чтобы бизнес мог эффективно проверять своих подрядчиков, но проблематика заключается в том, что если это бесплатный режим проверки, то эта информация устаревшая. Например, самые известные на рынке инструменты — это программы
«
Контур Фокус
»
и СПАРК. Дело в том, что информация, которая там находится в бесплатном режиме, она устаревшая, и она, собственно говоря, там годовалой давности. А если же там в платном режиме использовать подобные софты для проверки партнера, то стоимость годового обслуживания оценивается в несколько сот тысяч за каждый софт. То есть не каждый бизнес-партнер может такие средства в текущем режиме тратить на подобную историю по проверке».
Сооснователь «Битрикс 24» Сергей Рыжиков:
«Сегодня у предпринимателей есть обязанность проверять контрагентов на то, что они в порядке и что с ними можно работать. Делать это достаточно сложно, то есть необходимы какие-то сервисы, где-то нужно проверять информацию, сохранять, потом работать с этим. И появление такого сервиса от ЦБ, вообще какую-то, наверное, ясность внесет, особенно, если появится какой-то API и можно будет интегрировать это в информационные системы. Мы, например, в
«
Битрикс 24
»
с удовольствием это интегрируем и предоставим предпринимателям возможность быстро проверить контрагента и быть чистыми перед налоговыми, выполнить их требования. Мы пользуемся несколькими системами, я все сейчас не перечислю, но есть несколько систем, и мы каждого контрагента проверяем. Мне в целом понравился момент, в котором отмечают, что предприниматель, если по нему какая-то ложная информация есть, может обратиться, разъяснить тип своей деятельности и быть исключенным из этого списка. Наличие такого алгоритма вообще, конечно, обязательно, потому как предприниматели по-разному ведут деятельность, и некоторые частые транзакции могут выглядеть подозрительно».
Глава производства полиуретановых систем Дмитрий Исаченко:
«Если введут возможность посмотреть, ведет ли данное юрлицо какую-то подозрительную деятельность, информация будет скудненькая. Может быть, недавно человек работает, может быть, у него пока недостаточно каких-то финансовых взаимоотношений. Я, если честно, этим не пользуюсь, у меня нет необходимости этим пользоваться. Обезопаситься нужно в каком случае? Когда есть какие-то сомнения. В цепочке нашей организации этого момента просто нет. Хорошо, даже если человек ведет какую-то подозрительную деятельность с кем-то и так далее, хорошо, назначится генеральная проверка, назначится встречная проверка от этой компании, ну и нам скрывать нечего, пусть проверяют».
Глава сети обувных магазинов Вячеслав:
«Я считаю, что-то, что они будут обнародовать, это никак не повлияет на бизнес. Как они могут оценивать? Просрочка платежей по каким-то кредитным продуктам, допустим, человек брал кредит, и он просрочил, но потом выплатил, опять начал работать, и у него все сейчас хорошо. Вот по этому критерию они могут оценивать, и тебя вставить в красный список. Есть риск, компания, допустим, вышла на какую-то сделку или тендер, выиграла какой-то конкурс, а потом посмотрели ее рейтинг, и потом ей отказали, и причем необоснованно. Это проблема. То есть, если бы было четко указано, что данное предприятие просрочило платежи по каким-то кредитным продуктам или данное предприятие занимается какой-то деятельностью, это же надо сразу проверять и выводить на чистую воду. Смысл слежения банков? Ну закрыли им здесь, не открыли в другом месте. А они переименовали, поменяли предпринимателя, убрали этого директора, поставили другого, букву в названии сменили. Эта компания уйдет в серую зону, начнет работать за наличку и все».
Платформа ЦБ «Знай своего клиента» работает уже два года, но сейчас регулятор поделился данными в открытом доступе. В рамках этого сервиса Банк России присваивает российским юрлицам и ИП один из трех уровней риска: низкий, средний, высокий, а затем информирует кредитные организации о том, насколько рискованную деятельность ведет компания с точки зрения «антиотмывочного» законодательства. На сегодняшний день 96,8% клиентов относятся к группе низкого риска, 1,9% — среднего и 1,3% — высокого. Информация платформы ЗСК является для банков вспомогательной, кредитные организации оценивают своих клиентов самостоятельно.