Как российский софт сделает мир безопаснее
Завершающий день промышленно-энергетического форума TNF в Тюмени был посвящен цифровой трансформации ТЭК. Она активно идет с 2017-2018 годов, добывающий сектор является одним из наиболее продвинутых в этом плане. Однако санкции и уход из России западных вендоров заставили многие компании едва ли не начать сначала: даже если приобретенное ранее импортное ПО пока работает, его использование сопряжено с серьезными рисками.
Готовы ли российские разработчики предложить полноценную замену импортному софту на разных уровнях управления производством? Что мешает ускорить импортозамещение в этой сфере? Каковы наиболее перспективные направления внедрения цифровых технологий в добывающей отрасли? Эти и многие другие вопросы эксперты обсудили на круглых столах и дискуссионных сессиях форума.
По оценке экспертов, импортозамещение бодро идет в части относительно простых решений, а вот в сегменте сложных продуктов ситуация значительно хуже - полноценных аналогов, особенно на низших уровнях управления производством (например, АСУ ТП и полевое оборудование) у нас нет. Руководитель консалтинговой компании Андрей Скорочкин называет идущий сегодня процесс "лоскутным импортозамещением": создаются отдельные продукты, тогда как комплексный подход отсутствует.
В нефтегазовом секторе ситуация характеризуется тем, что ВИНКи, как правило, создают собственные ИТ-подразделения. Они, по сути разрабатывают, продукты для внутреннего пользования, которые не попадают на открытый рынок, поэтому обмена опытом и компетенциями нет. При этом собственники крупных добывающих структур не озабочены ни стоимостью ИТ-продуктов, и тем, как они повлияют на ИТ-ландшафт. В результате значительные ресурсы тратятся на параллельные разработки похожих по функционалу продуктов, и эту схему вряд ли можно считать оптимальной с точки зрения экономической эффективности.
Председатель Совета по развитию цифровых технологий для промышленности Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Павел Растопшин считает, что коммерциализация корпоративных разработок пошла бы на пользу ИТ-рынку в целом. Для этого следовало бы передавать такие кейсы для тиражирования внешним партнерам - отраслевым интеграторам, которые знают и специфику ИТ-сферы, и предприятий-потребителей.
Андрей Скорочкин вообще предлагает создать для таких целей единого вендора. А директор и совладелец ИТ-компании Александр Калинин уверен: для обеспечения цифрового суверенитета важно наладить взаимодействие между компаниями ТЭК и независимыми разработчиками ПО.
Все специалисты понимают, что быстро заместить импортный софт аналогичными по качеству отечественными разработками нереально. Следовательно, сначала нужно обезопасить наиболее уязвимые, критически важные элементы, а потом постепенно - все остальное.
"Наша задача - создать условия, при которых архитектура позволяет получить доверенный результат даже при наличии недоверенных компонентов на борту, - своего рода зонтик, под которым ты можешь замещать эти компоненты не в режиме цейтнота", - предлагает Юрий Максимов, сооснователь одной из крупнейших российских компаний в сфере информационной безопасности.
На главной пленарной сессии TNF, посвященной обсуждению стратегических подходов к достижению технологического суверенитета, он высказал интересные идеи. Максимов считает, что необходимо вообще по-другому смотреть на само понятие продукта - рассматривать его не как компоненту какого-либо более крупного изделия или товара, а как более масштабное, комплексное явление. Например, электростанция, обеспеченная всем необходимым для функционирования, в том числе системами кибербезопасности, и т. д. Но произвести такой продукт полностью не в состоянии ни одна компания, следовательно, необходимо объединение.
Это непросто, но такой подход позволит России стать лидером в производстве совершенно новых и очень востребованных в мире продуктов. Дело в том, что западные производители, создавая высокотехнологичные изделия, изначально закладывают в их архитектуру контроль над потребителем, и в какой-то момент это становится угрозой. Мы же могли бы создавать и поставлять продукты, обеспечивающие потребителю суверенность и безопасность, уверен Юрий Максимов.