Войти в почту

Значительные расходы на обслуживание парка «съедают» доходность от оперирования полувагонами на экспортных перевозках угля

Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук представил на конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии», организованной РЖД-Партнером, результаты анализа транспортных расходов грузоотправителей при отправке угля на экспорт на маршруте Кузбасс–Находка. Изменения оценивались в разрезе 20 лет на одном и том же маршруте.

Значительные расходы на обслуживание парка «съедают» доходность от оперирования полувагонами на экспортных перевозках угля
© РЖД-Партнер

На продемонстрированном экспертом слайде обозначены стоимость перевозки по прейскуранту №10-01 (синяя линия) и то, в какую цену в конечном итоге грузоотправителю обошлась транспортировка угля на этом маршруте (зеленая линия).

«В самом начале развития операторского движения операторы давали скидки к полному прейскуранту №10-01: 3%, 5%, 7%. В тот период компании-грузоотправители, у которых был свой парк или свои транспортные компании, принимали решение о выходе из этого бизнеса, потому что был рынок, где вагоны можно было взять дешевле. Через несколько лет рыночная ситуация, издержки операторов привели к тому, что ставка предоставления грузового вагона в сумме с регулируемым государством тарифом стали повышать транспортные расходы грузоотправителей», – рассказал В. Савчук.

До середины 2021 года высокие экспортные цены и низкий тариф РЖД позволяли существенно увеличить цены предоставления вагонов под перевозку. Разница между Прейскурантом 10-01 и конечными транспортными расходами грузоотправителей постоянно увеличивалась, достигнув максимума в 2021 – 1 полугодии 2022 года и составив 50%. А 1 июня 2022 года РЖД отменили скидки на перевозку угля – -60% от тарифа – и на маршруте Кузбасс–Находка тарифы РЖД выросли на 70-80% год к году. В этот период операторы начали снижать ставки предоставления вагонов, уменьшая свою доходность на этом маршруте. С течением времени, в 2023 году, они вернулись на прежний уровень и стали умеренно повышаться, однако возможностей для существенного повышения ставок предоставления нет, потому что сверху уже – разумный предел покупательской способности угольных компаний и цены на внешних рынках.

«Сэкономили или не сэкономили на частных вагонах грузоотправители – говорить не приходится: тарифы РЖД [в апреле 2024 года] проиндексированы в 9,6 раза (к тарифу 2003 года, тариф по П№10-01 – 252,7 тыс руб), но транспортные расходы (тариф РЖД + ставки предоставления парка) выросли еще сильнее – в 11 раз (292,8 тыс руб). В настоящее время превышение транспортных расходов грузоотправителей над тарифом по П10-01 на маршруте Кузбасс–Находка составляет +15%, – подчеркнул В. Савчук. – Эти данные представлены в ценах соответствующих лет. Рубль в 2021 году и 2024 году, как и покупательская способность, совершенно разные. При этом доходность полувагона на данном маршруте за последние 3 года сократилась в 1,5 раза».