Рекультивацию свалок мусора могут не завершить в этом году
В 2024 году завершается проект «Чистая страна». С его помощью в России планировали рекультивировать наиболее опасные объекты накопленного вреда окружающей среде и ликвидировать несанкционированные свалки. Однако поездки депутатов по разным субъектам показали, что не у всех регионов получится уложиться в срок. Как идет процесс ликвидации свалок и что стоит изменить в подходах к нему, обсудили на заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды 17 сентября.
Сроки горят
Летом депутаты начали осмотр проведенных и проводимых работ, которые запланированы для рекультивации свалок в регионах. При этом парламентарии намерены объехать все объекты накопленного вреда, которые вошли в проект «Чистая страна».
«Есть положительные результаты, но есть и такие объекты, где рекультивация, скорее всего, не будет завершена до конца года. Есть определенные вопросы и к критериям отбора свалок для рекультивации», — отметил глава комитета Дмитрий Кобылкин.
Он пояснил, что некоторые регионы в самом начале проекта отобрали те свалки, которые, по их мнению, проще в рекультивации, чтобы можно было получить определенные результаты. При этом еще остались места, которые создают очень большой дискомфорт населению, но они не попали в реестр рекультивации. Парламентарий считает, что необходимо провести инвентаризацию таких объектов, исходя из того, что некоторые свалки мешают людям жить.
Зампред комитета Александр Коган уже осмотрел 12 полигонов и посетит еще 4 на ближайшей неделе. На основе того, что он увидел своими глазами, депутат подтвердил: на некоторых полигонах есть риски не завершить рекультивацию в срок. Например, если на них завезли неподходящий грунт или привлекли для работы недостаточно техники и персонала.
«Есть целевые показатели, которые завершаются в 2024 году. Это 191 свалка, находящаяся в черте города. Это 88 объектов накопленного вреда, которые тоже необходимо ликвидировать. Для окружающей среды это очень важный шаг, очень серьезные целевые показатели», — пояснил парламентарий.
Член комитета Зариф Байгускаров, который также осмотрел несколько полигонов, предложил сделать общий образец проектной документации по рекультивации с учетом накопленного опыта работы в этой сфере. «Потому что надо же учитывать и объем мусора, и год закрытия», — пояснил он.
Мусора много, контейнеров мало
Еще одна проблема — качество, обустройство и содержание контейнерных площадок. Всего в России их создали до одного миллиона. «Не все они соответствуют рекомендованным требованиям. Кроме того, дополнительная потребность составляет порядка 20 процентов от имеющегося объема», — сообщил Дмитрий Кобылкин.
Один из наиболее острых вопросов — их содержание. Регионы по-разному решают этот вопрос. Одни включают расходы в региональные программы, другие — заключают договоры с региональными операторами, третьи — пытаются справиться собственными силами, пояснил парламентарий. «Комплексно проблема не решена. Единая система по созданию и содержанию мест накопления отходов в стране отсутствует», — добавил он.
Александр Коган отметил, что для решения этих проблем регионы почему-то не используют даже те возможности, которые в законодательстве уже есть. «К примеру, с 2019 года во многих субъектах, в которых я был, не пересматривается норма накопления ТКО. Абсолютно очевидно, если норма накопления заниженная, то и контейнерных площадок будет меньше, и контейнеров будет меньше, и они будут переполняться. Если пересмотреть нормы накопления в соответствии с тем же постановлением Правительства и сделать их реальными, которые актуальны будут в 2024 году, то это даст возможность муниципалитетам и субъектам сделать больше контейнерных площадок, а значит, все-таки будет больше мест, куда можно выбрасывать отходы», — пояснил депутат.
Также он выявил несогласованность действующих правил и норм, которые определяют компетенции управляющих компаний и муниципалитетов в отношении контейнерных площадок. Эти противоречия тоже надо убрать, уверен парламентарий.