Повышение безопасности и консолидация: что будет с российским рынком хостинга
Требования к инфраструктуре и защите информации значительно выросли. Введение законодательного регулирования на рынке хостинга обязало хостинг-провайдеров соблюдать строгие требования по защите информации. Кроме того, с 1 февраля 2024 года компании, не включенные в реестр провайдеров хостинга, сформированный Роскомнадзором, не могут оказывать хостинговые услуги. Как новые нормы отразятся на рынке хостинга в перспективе ближайших лет и какие тренды можно наблюдать уже сейчас, рассказывает Сергей Рыжков, руководитель направления профессиональных сервисов "Рег.ру".
Отношение игроков рынка к новым мерам неоднозначно. С одной стороны, новые требования будут способствовать упорядочению рынка и повышению его безопасности. С другой — потребуют значительных инвестиций и могут привести к уходу с рынка мелких операторов. По экономическим причинам компании не могут выполнить требования нового законодательства. Поэтому на рынке может остаться всего несколько ведущих и нишевых игроков. Некрупные компании будут вынуждены консолидироваться.
Еще до вступления в силу нового регулирования и введения реестра, в сентябре 2023, российский хостинг-провайдер и регистратор доменов "Рег.ру" открыто начал обсуждать с участниками рынка варианты сделок по покупке хостингового бизнеса и клиентских баз. В результате в начале этого года компания заключила несколько крупных сделок, две из них были публичными. Переговоры велись с 68 хостинг-провайдерами, как крупными, так небольшими — что фактически составляет половину рынка классического хостинга в России. У большинства из них бизнес-показатели уменьшаются, а продажи снижаются. Только это уже говорит о тренде на укрупнение игроков. Однако в ближайшее время грядет еще несколько трансформаций на рынке.
Закрепление ответственности
На рынке хостинга наблюдается смешанное отношение к новому регулированию. Можно сказать, рынок пока еще не осознал, что сулит госрегулирование. В этом ключе российских хостинг-провайдеров условно можно разделить на три группы.
Первые — крупные хостинг-провайдеры. У этой группы высокая доля готовности к исполнению норм законодательства. Их не пугает перспектива дополнительных затрат и снижение рентабельности.
Вторые это те, которые готовы делать минимум. Более 70% провайдеров пока точно не осознают, каких ресурсов от них это потребует и будет ли это критично для бизнеса. Такие компании готовы выполнить минимум требований, которые позволят остаться на рынке. Когда потребовалось вступить в реестр хостинг-провайдеров — вступили.
И третьи — небольшие игроки рынка. В основном это компании, которые не обладают собственными мощностями и фактически перепродают услуги, в том числе и иностранных хостеров. Такие провайдеры не могут выполнить новые требования, поэтому ищут выход из ситуации. Перенести регулирование в активной фазе самостоятельно им не по силам.
При этом сейчас в реестре более 440 компаний, из них около 160 — классические хостеры. И эти данные примерно совпадают со статистикой ведущего отраслевого аналитического сервиса Statonline.ru. То есть можно сделать вывод, что почти все они выступили в реестр. Возможно, в будущем следует ожидать поправок в законодательстве, которые закрепят ответственность хостинг-провайдеров, что, скорее всего, приведет к усилению трансформации на рынке.
Фокус на безопасность
Многие провайдеры до сих пор используют устаревший неподдерживаемый и необновляемый софт, или имеют другие потенциальный проблемы безопасности. А вместе с тем, безопасность клиентских данных — это нижний уровень хостинговой пирамиды Маслоу.
Кибербезопасность — тренд многих лет, но именно в последнее время она стоит во главе угла. Во-первых, число инцидентов в сфере ИБ растет ежегодно примерно на 60%. И несмотря на то, что продолжительность атак снижается, их характер становится массовым — под ударом не только крупный бизнес, но и небольшие игроки рынка. Пропорционально растет и реальный спрос на размещение у проверенных безопасных провайдеров, не только от крупных корпоративных заказчиков, но и со стороны небольших проектов. Этому способствует и регулирование отрасли со стороны государства, где краеугольным камнем также стал вопрос безопасности.
Всё это сводится к тому, что провайдеры активно стараются решить проблему безопасности и усилить защиту. Но не всегда это возможно. Например, переговоры о покупке клиентских баз не раз разворачивались из русла потенциальной сделки в сторону принятия мер по повышению безопасности клиентских данных. Но так или иначе тренд точно пойдёт на пользу конечному потребителю.
Высокий порог вхождения и укрупнение игроков
Многие игроки рынка отмечают, что конверсия падает, продажи снижаются. При этом по общим метрикам какого-то ощутимого падения рынка не происходит, скорее, даже наоборот отмечается незначительный рост. Из чего можно сделать вывод о стремлении на укрупнение игроков и движению рынка к консолидации.
Безусловно, есть доля беспокойства, связанная с требованием законодательства по идентификации и аутентификации клиентов. Если раньше провайдеры знали о своих клиентах совсем немного, порой только адрес электронной почты, то сейчас согласно новым нормам хостеры обязаны устанавливать личность клиентов одним из доверенных способов, например, посредством авторизации через "Госуслуги" или биометрическую систему.
С одной стороны, провайдеры опасаются, что требование об идентификации снизит конверсию, но с другой — процедура открывает перспективы перед крупными поставщиками хостинг-услуг. Конечно, с точки зрения клиента, персональные данные надежнее доверить хостеру "с именем", а не малоизвестному игроку рынка.
Выход хостинг-провайдеров на смежные рынки
Складывается мнение, что лучше всего себя чувствуют провайдеры, которым удается выйти на смежный рынок IT-инфраструктуры и привлечь крупных корпоративных заказчиков. Это рынок с большим потенциалом — по разным данным, он растет на 30-40% в год. Этот рынок, включающий и облачный хостинг, уже сейчас оценивается почти в 30 раз выше хостингового — 349,5 млрд руб. За последний год он показал рост на 35%.
Вполне вероятно, что облик изменит и рынок выделенных серверов — так, значительная доля выручки у облачных провайдеров идет именно от предоставления услуги Dedicated. А консолидация в перспективе может ожидать не только рынок хостинга и облаков, но и в какой-то момент рынок софта.