Нефтетрейдер Ринат Гаптельхаков построит кондитерскую фабрику?

Совладелец сети АЗС Irbis спроектировал производственный цех по выпуску мучных изделий и тортов

Нефтетрейдер Ринат Гаптельхаков построит кондитерскую фабрику?
© Реальное время

Новое производство запустит в Зеленодольске основатель ГК "ТранзитСити" и автозаправок Irbis Ринат Гаптельхаков. Судя по документам, речь идет о выпуске мучных и кондитерских изделий на базе новой компании, которая будет обслуживать сеть придорожных кафе. Всех деталей в компании пока не раскрывают, ссылаясь на то, что проект еще в стадии обсуждения.

Продавец топлива присматривается к кондитерскому бизнесу

Многие операторы АЗС этим летом несут убытки из-за подорожавших оптовых поставок бензина. В среднем по стране чистая маржа продаж Аи-95 опустилась до минус 1,2 рубля за литр, со ссылкой на аналитиков приводит данные "Ъ". Главной причиной называют быстро растущий спрос, потребности которого не поспевают закрывать производители. В результате владельцы автозаправочных станций вынуждены повышать розничные цены. Так, почти нулевой маржей объяснили недавно подросший ценник и в татарстанской частной сети АЗС Irbis, добавив, что компания не может работать себе в минус.

Впрочем, убытков у нефтетрейдера пока не наблюдается. По данным "СПАРК-Интерфакс", топливная компания "Ирбис" за 5 лет нарастила оборот с 972 млн до 20 млрд рублей, чистая прибыль также выросла в несколько раз — с 15 млн до 176 млн (по состоянию на конец 2023 года).

В условиях падения доходов с продаж бензина владельцы автозаправочных станций, как правило, начинают развивать другие сегменты бизнеса — не топливные. В общем объеме выручки операторов АЗС доля сопутствующих товаров может варьироваться от 10% до 25%. С одним из таких направлений связан и новый проект группы компаний Рината Гаптельхакова. Как выяснило "Реальное время", бизнесмен планирует построить производственный цех в Зеленодольске. В августе проект предприятия прошел экспертизу и получил положительное заключение.

Согласно документу, производство построит молодая фирма Гаптельхакова, которой нет и года — "Фабрика кухни "Круассан". Общество было зарегистрировано в декабре прошлого года по тому же адресу, что и топливная компания бизнесмена "Связь Петролиум" — в Зеленодольске по ул. Футбольной, 10. Основной вид деятельности ФК "Круассан" — производство хлеба, мучных и кондитерских изделий, тортов и пирожных. Руководит компанией Руслан Сафин, директор и совладелец одной из фирм группы — ООО "Ирбис-Ф". Сама фабрика принадлежит Ринату Гаптельхакову (60%), гендиректору ГК "ТранзитСити" Иреку Валиеву (10%), Елене Семеновой (10%), Игорю Талдыкину (10%), брату бенефициара Рафкату Гаптельхакову (5%) и Ильнару Сотруддинову (5%).

"Проект сыроватый, в стадии обсуждения"

"Реальному времени" удалось связаться с одним из совладельцев "Фабрики кухни "Круассан" и руководителем ГК "ТранзитСити" Иреком Валиевым.

По данным Единого госреестра заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства, производственный цех в Зеленодольске построят по месту регистрации ФК "Круассан" на ул. Футбольной. Земельный участок (к/н 16:49:011404:277) площадью почти 7,5 тыс. кв. м и кадастровой стоимостью в 9 млн рублей находится в частной собственности. Разрешенный вид использования: для осуществления производственной и хозяйственной деятельности (основная промплощадка).

Поскольку положительное заключение по проекту цеха уже вынесено, проектировщики приступают к подготовке рабочей документации. По данным источников издания, площадь проектируемого здания фабрики составит около 2 тыс. кв. м. Это будет третий пищевой цех в активе компании, два других выпускают более 100 тысяч единиц продукции ежемесячно. На базе сети АЗС трейдер развивает восемь кафе с полным производственным циклом и 55 точек питания и кофейных зон.

"За границей бензин идет к продуктам, у нас пока — еда к бензину"

Розничная сеть АЗС Irbis входит в группу компаний "ТранзитСити", представленную на рынке нефтепродуктов с 1998 года. Насчитывает 96 АЗС и АЗК в десяти регионах России. Как сообщается на сайте трейдера, на сегодня компания развивает 10 направлений бизнеса с общим числом клиентов в 1 млн человек.

Доходность розничной торговли нефтепродуктов падает несколько лет подряд. По данным аналитиков, операторы АЗС получают прибыль во время снижения оптовых цен на бензин, а во время их повышения — накапливают убытки. В течение года чистая маржинальность владельцев заправок может варьироваться от отрицательных значений до 4—5 руб./л. Прибыль АЗС оценивают в 5—10%, при этом на сопутствующие товары приходится порядка 35—40% валовой маржи заправочной станции. Так что развитие нетопливного бизнеса — вопрос выживания для многих независимых АЗС, которым больше нечем покрывать потери в низкомаржинальный период.

— Сейчас в стране многие сети АЗС так работают. В Москве, в частности, одна компания тоже фабрику создала — сами производят выпечку, сами пекут и продают на своих заправках, то есть целые заводы открывают. Это здорово, полный цикл с собственной продукцией. Естественно, и бизнес интереснее получается, — заметил глава Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. — И потом, вы знаете, на таких заправках доля прибыли от сопутствующих товаров растет с каждым годом.

Доходность непрофильного бизнеса на АЗС может зависеть от многих факторов, считает собеседник издания: локации, площадей, ассортимента сопутствующих товаров и услуг. "Речь идет о полноценном кафе или ты всего лишь жвачки с сигаретами и кофе продаешь", — пояснил он.

Тем не менее, с учетом сокращения маржинальности АЗС, тренд развития нетопливного бизнеса на заправках будет нарастать, убежден он: "За границей часто бывает, что рестораны и продуктовые магазины рано закрываются. И только заправки работают круглосуточно, поэтому там — это еще большая доля маржи. Это уже бензин идет к продуктам и бензин к еде. У нас же пока еда и продукты к бензину. Так что в любом случае — это цивилизованный подход".

По этой причине сейчас автозаправочные станции на трассах все больше похожи на торговые центры. Здесь можно не только заправить автомобиль, но и выпить кофе, пообедать в кафе, принять душ, купить лекарства, оформить страховку на машину и даже подать заявку на кредит. Для крупных владельцев АЗС приоритетом становится активное развитие придорожных сервисов, вплоть до строительства гостиничных комплексов.