Войти в почту

Контрафакт и фальсификат: в Госдуме хотят устранить проблемы маркетплейсов до конца года

Контрафакт и фальсификат: в Госдуме хотят устранить проблемы маркетплейсов до конца года

Контрафакт и фальсификат: в Госдуме хотят устранить проблемы маркетплейсов до конца года
© Пульс Live

Представители торговых площадок просят парламентариев смягчить проект закона до первого чтения.

Число покупателей, которые хотя бы раз приобретали что-либо на маркетплейсах, за последние три года выросло с 15 до 88 миллионов человек. Хоть и наблюдается некоторый порядок на электронных торговых площадках, все же вскрывается множество фактов продажи контрафактной, фальсифицированной и иногда даже запрещенной продукции. Правительство и Государственно-правовое управление Президента РФ поддерживают законопроект, внесенный в Госдуму весной, но при этом предлагают учесть ряд замечаний при его доработке. В настоящее время законодатели решают, как поступить: зафиксировать важные поправки как обязательные к рассмотрению во втором чтении или оперативно переработать сам документ. Об этом рассказал соавтор законопроекта, глава думского Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев в интервью «Парламентской газете».

Ведущие игроки российского рынка электронной коммерции, Wildberries и Ozon, на долю которых приходится около 80% рынка, рассматривают предлагаемую законодательную инициативу как важный шаг, необходимый для отрасли, достигшей таких масштабов.

Растут прибыли, множатся претензии

По данным ФАС, с 2021 по 2023 год товарооборот маркетплейсов вырос более чем в семь раз. Агентство INFOLine отмечает, что на фоне смещения предпочтений потребителей к онлайн-покупкам российский рынок электронной коммерции в 2023 году увеличился на 45,1% в годовом выражении, достигнув объема 8,3 трлн рублей. Изменения в поведении потребителей стимулируют рост продаж и способствуют постепенному увеличению доли электронной коммерции в общем объеме розничного рынка. По итогам 2023 года ее доля в розничном товарообороте выросла на 4 п.п. и составила 17,4%. Согласно прогнозу агентства, объем российского рынка электронной коммерции к 2027 году достигнет 21,4 трлн рублей.

Правовая коллизия

Во время обсуждения законопроекта среди парламентариев и на встречах экспертного совета по торговле и защите прав потребителей выяснилось, что маркетплейсы отличаются от обычных розничных сетей тем, что они принимают обратно определенные товары, которые обычные магазины обычно не берут назад. Примерами таких товаров могут служить фармацевтические препараты и средства личной гигиены. «Традиционные сети подобные товары к возврату не принимают, а маркетплейсы, есть такая правовая коллизия, должны это в любом случае принимать. На наш взгляд, это не совсем правильно», — уточнил Гутенев.

Глава комитета заявил, что время, потраченное на обсуждение законопроекта с экспертами, предоставило много новой информации. Однако он добавил, что, несмотря на увеличение порядка на торговых площадках, по-прежнему обнаруживаются случаи продажи подделок или контрафакта, а также запрещенных продуктов. При этом администраторы маркетплейсов не несут ответственности.

Соавтор инициативы подчеркнул, что позиция Кабинета Министров и Генеральной прокуратуры Российской Федерации требует активного начала работы над поправками с первых дней осенней сессии. Он напомнил, что в июле в первом чтении был принят законопроект, требующий от маркетплейсов предоставления возможности продавцам размещать ссылки на сертификаты из Росаккредитации.

«Сейчас уже есть опыт, когда до 20 миллионов карточек было подгружено благодаря эксперименту, который проводит Роспотребнадзор, — это примерно 5-7 процентов рынка, — напомнил Владимир Гутенев. — В этом наибольшие результаты показали Ozon и Wildberries. Пока это носит необязательный характер. Но мы считаем, что у потребителя должна быть возможность получить подтверждение, что на партию соответствующего товара проведены все необходимые обследования, что есть сертификат и, соответственно, этот сертификат выдавала аккредитованная лаборатория».

По мнению депутата, к завершению осенней сессии оба законопроекта будут доработаны и «долгожданные результаты будут получены».

Важно снять риски

Согласно информации Федеральной антимонопольной службы, доля Wildberries и Ozon на рынке онлайн-торговли приближается к 80%. В 2023 году Ozon впервые в своей истории получил положительное значение скорректированной прибыли до налогообложения (EBITDA), которая составила 4,2 млрд рублей. Оборот компании увеличился на 111% по сравнению с предыдущим годом и достиг 1,7 трлн рублей. Ежедневно Ozon обрабатывает более 2,5 млн заказов, связывая 46 млн покупателей с 450 тыс. продавцами.

Wildberries в 2023 году увеличил общую выручку на 70%, достигнув 539 млрд рублей. Чистая выручка маркетплейса возросла на 87% и составила 18,9 млрд рублей.

Учитывая значительное влияние крупных игроков на рынок электронной коммерции, важно следить за развитием законодательства в этой сфере. В Ozon подчеркнули важность законопроекта о регулировании маркетплейсов, но отметили, что некоторые положения могут замедлить развитие бизнеса и негативно сказаться на потребителях. В частности, запрет на собственные скидки со стороны маркетплейсов может повлиять на лояльность покупателей и стимулирование продаж продавцов.

В Wildberries подчеркнули, что электронная коммерция способствует развитию малого и среднего бизнеса, логистических компаний, складских операторов и их сотрудников.

«Учитывая это, отраслевое регулирование должно быть нацеленным на долгосрочное стабильное развитие отрасли и всех участников, а не иметь сдерживающий характер. Текущая редакция законопроекта содержит положения, которые могут оказать негативное влияние на развитие отрасли», — пояснили в компании.

«Например, некоторые положения законопроекта нарушают принципы свободной экономической деятельности. В первую очередь речь идет об ограничении размера совокупной стоимости услуг агрегаторов, занимающих значимое положение на рынке, — не более десяти процентов от цены товара. Это не учитывает экономическую модель работы маркетплейсов, чьи издержки на предоставление услуг могут быть просто не покрыты, а, следовательно, сама деятельность площадки будет лишена экономического смысла», — добавили в пресс-службе.

В Wildberries считают, что новое регулирование должно быть взвешенным. В компании рассчитывают, «что текст законопроекта будет дорабатываться с привлечением бизнес-сообщества до рассмотрения в первом чтении».

И не забыть про права работников

Помимо прочего, требуется усовершенствовать защиту прав работников в области электронной коммерции. Стремительное развитие платформенной экономики демонстрирует потенциал цифровых технологий, однако, как и всякая медаль, она имеет свою обратную сторону, подчеркивает сенатор Артем Шейкин. Он называет среди рисков и вызовов недостаточную защищенность сотрудников маркетплейсов.

«Платформенная экономика, с ее удобством и доступностью, быстро меняет ландшафт рынка труда, — объяснил парламентарий свою точку зрения. — Большинство работников на таких платформах — самозанятые. Отмечу, что в последние годы в России наблюдается стремительный рост числа таких граждан. Статистические данные говорят сами за себя: в 2020 году их было около 4,5 миллиона, а уже в 2023 году — более 7 миллионов».

Тем не менее, такая привлекательность нередко сопровождается опасностями. Среди них Шейкин выделяет неопределенность: «Незащищенность в социальном плане – главная проблема. Платформенные сотрудники зачастую лишены гарантий. У них нет отпусков и больничных, и им приходится работать сверхурочно, чтобы поддерживать свой доход. Все это создает неустойчивую рабочую среду».

Отсутствие формальных трудовых отношений усложняет государственный контроль над трудовой сферой. Это мешает созданию справедливых условий труда и защите работников.

Другой минус – штрафные системы, применяемые платформами к своим работникам. Людей, предлагающих свои услуги и товары через интернет-площадки, могут наказать практически за любое нарушение. Пеших курьеров могут оштрафовать за незначительные опоздания, таксистов и мастеров – за низкие оценки и отзывы клиентов. При этом размеры штрафов иногда превышают заработок тех, кто размещает свои предложения или товары.

Фото: «Парламентская газета»

Сергей Михневич