Unilever уходит из России: популярные косметика и мороженое исчезнут?

Британский трансграничный холдинг Unilever, продающий в России всем известные продукты питания, косметику и бытовую химию, вероятно, будет куплен группой компаний «Арнест», которая известна производством «Дихлофоса». Как в результате могут измениться названия брендов и качество товаров под привычной этикеткой, разбирался NEWS.ru.

Unilever уходит из России: популярные косметика и мороженое исчезнут?
© News.ru

Что собой представляет компания Unilever

Unilever — холдинг, который выпускает продукты, косметику и бытовую химию, работал в России с 1991 года. В конце 2022 года компания оценивала свои активы в РФ в €900 млн.

Среди популярных брендов: соусы и бульоны Knorr, мороженое «Магнат», «Золотой стандарт», «Инмарко», Carte D’Or, косметика и средства личной гигиены «Чистая линия», «Черный жемчуг», «Бархатные ручки», Rexona, Axe, Dove, Camay, Clear, «Лесной бальзам», бытовая химия Cif, Domestos и множество других российских товаров.

Как стало известно об уходе Unilever

С началом спецоперации на Украине Unilever остановила инвестиции в российский бизнес. Еще год назад ее гендиректор Хайн Шумахер заявил, что «жизнеспособного решения» для ухода из РФ нет. Но вчера СМИ сообщили со ссылкой на источники, что крупному британскому производителю повседневных товаров Unilever разрешили продать бизнес здесь. В конце августа это было одобрено правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями.

С учетом дисконта (а часто иностранные компании почти ничего не получают за продажу своего бизнеса в РФ) стоимость российской части компании Unilever оценивается в 35–40 млрд рублей. Это в два с лишним раза меньше заявленной в 2022 году цены даже при текущем курсе евро. Сначала покупателя не называли, но сегодня «Коммерсант» написал, что им станет одна из структур группы «Арнест» Алексея Сагала.

Что собой представляет компания «Арнест»

Компания «Арнест» изначально занималась производством бытовой химии и парфюмерии. Среди такой продукции — популярное средство для борьбы с насекомыми «Дихлофос», а также освежитель воздуха «Симфония» и лак для волос «Прелесть». По данным СПАРК, по итогам 2023 года выручка компании составила 13,9 млрд руб., чистая прибыль — 972 млн руб.

Интересно, что год назад «Арнест» также купил российский бизнес нидерландской пивоваренной компании Heineken. И тогда цена сделки составила всего один евро, хотя ее оценивали как минимум в €300 млн. Правда, россиянам передали и долги пивоваров на €100 млн, но не права на использование брендов Heineken и Amstel. А осенью 2022 года «Арнест» приобрел за $530 млн три российских завода по производству алюминиевых банок у американской корпорации Ball в Московской, Ленинградской и Челябинской областях.

Как могут измениться названия брендов Unilever в России

Директор по стратегическому планированию агентского направления «СберМаркетинга» Владимир Морковин в беседе с NEWS.ru отметил, что в России многие бренды Unilever обладают огромной лояльной аудиторией и солидной историей, что делает их ценными активами. Поэтому новый собственник, скорее всего, будет стремиться максимально использовать этот капитал.

«Наиболее вероятный сценарий — это русификация брендов, когда названия адаптируются под кириллицу. Примеры таких преобразований уже были: это произошло с брендом Henkel: шампунь Schauma стал „Шаума“, а Syoss — „Сьесс“», — сказал Морковин, добавив, что это относительно простой путь, позволяющий сохранить связь с оригинальным брендом.

Вторым сценарием он назвал создание новых брендов, которые будут напоминать существующие по звучанию, визуальным элементам или ассоциациям. «Это позволит сохранить узнаваемость, пусть и в слегка измененном виде. Примером здесь может служить сыр Laplandia в цветах бывшего Oltermanni», — сказал эксперт. Создание новых брендов он назвал маловероятным сценарием, ведь оно требует времени, завоевания рынка и доверия потребителей.

Ждать ли перемен в качестве продукции

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев в беседе с NEWS.ru допустил, что сделка потенциально может привести к изменениям в качестве товаров, производственных подходах и закрытию некоторых производств. Но маловероятно, что существенные изменения произойдут сразу после приобретения.

«Unilever известна своей приверженностью высоким стандартам. Так что резкие изменения качества продукции без веской причины могут нанести ущерб продажам и репутации компании. Поэтому и производственные подходы, и решения о закрытии производства будут приниматься на основе бизнес-анализа», — пояснил аналитик.

Как менялись известные бренды в России после ухода их владельцев

В конце июля 2022 года российское подразделение Coca-Cola (ООО «Кока-кола эйчбиси Евразия») сменило название на ООО «Мултон партнерс», а после запустило производство аналога напитка — «Добрый Cola».

После ухода американской сети кофеен Starbucks ее российский бизнес приобрели ресторатор Антон Пинский, рэпер Тимур Юнусов (Тимати) и холдинговая компания «Синдика»). И сеть кофеен была переименована в Stars Coffee.

Южнокорейский автоконцерн Hyundai ушел из России на фоне начала СВО. В феврале стало известно, что легковые машины под брендом Solaris начали производить на бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге. По крайней мере полгода назад там выпускали четыре модели: пятиместный седан, кроссовер, седан и кросс-хетчбэк. Причем внешне они похожи на Hyundai Solaris, Creta, а также Kia Rio и Kia Rio X-line, которые прежде сходили с этого конвейера.

Следует отметить, что все вышеуказанные зарубежные компании, несмотря на уход из РФ, подали заявки в Роспатент на защиту своих брендов. А это может означать как их интеллектуальную защиту от копирования, так и потенциальное желание вернуться.

Читайте также:

Заработавшая в России миллиарды компания Nestle продлевает товарные знаки

Стало известно, кто на самом деле производит «северокорейское» пиво для РФ

Названа причина, почему Volkswagen готов закрыть заводы в Германии