Реестр работодателей, которые не оформляют своих сотрудников, правительство постановило создать еще в феврале. Теперь Минтруд предлагает, какие у этого реестра будут критерии. Пока что для попадания в список есть два критерия: уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, а также заключение гражданско-правового договора вместо трудовых отношений.
В «Опоре России» считают эти правила слишком широкими. Например, под неправильное оформление договора можно подвести документ, где случайно не проставлена подпись. Или недостаточно конкретные формулировки о режиме труда и задачах сотрудника. Такие ошибки, по оценке организации, допускают в основном небольшие бизнесы, которые еще просто не доросли до того, чтобы нанять кадровика. Продолжает эксперт по финансам московского отделения «Опоры России», руководитель компании FinHelp Павел Вешаев:
Павел Вешаев эксперт по финансам московского отделения «Опоры России», руководитель компании FinHelp «Хотя этот список базово делается для того, чтобы начать бороться с нелегальным доходом, с нелегальным оформлением, но сейчас критерии таковы, что в него может попасть любая компания. Даже просто неправильно оформленный документ, неправильно оформленные трудовые книжки — всегда можно получить какой-то штраф, пускай и небольшой, например 5-10 тысяч рублей, но этого критерия уже будет достаточно, чтобы попасть в этот список. Мы пока не знаем, как это репутационно скажется на той или иной небольшой компании. А вдруг на это будут смотреть банки или вдруг на это будут смотреть сотрудники при устройстве в эту компанию?»
А в условиях кадрового голода бизнесу тем более не хочется отпугивать персонал, считает владелец ресторана быстрого питания Михаил Лебедев. По его мнению, небольшие региональные компании сейчас сами стремятся оформить трудовой договор, чтобы удержать сотрудника:
Михаил Лебедев владелец ресторана быстрого питания «За последнее время принято столько законодательных и налоговых новелл, которые для владельцев бизнеса общественного питания делают невыгодным наем человека в темную. Зачастую сам работник больше заинтересован в работе с оплатой в конверте, потому что ему не надо платить НДФЛ, какие-то другие истории. Мы как работодатели, наоборот, заключая трудовые договоры, принимая сотрудника официально, имеем определенные гарантии того, что человек не растворится, не уволится в один день».
Реестр, если его все-таки введут, должен начать работать с января 2025 года. Вести его будет Роструд. Каких именно сфер он коснется в большей степени, пока неясно. Но, как сказали Business FM в «Опоре России», это и не важно, главное — масштаб компании. Чем больше персонала, тем сложнее уследить за документами. За прошлый год в России нашли почти 800 тысяч человек, которые работают нелегально. Только в первом полугодии 2024-го их было уже почти 370 тысяч.
Включение компании в реестр, скорее всего, можно будет оспорить, указывает владелец юридической компании «Заутренников и партнеры», юрист Константин Заутренников. И вряд ли его цель — продемонстрировать ненадежные компании, скорее определить, за кем следить внимательнее.
Константин Заутренников владелец юридической компании «Заутренников и партнеры», юрист «Я так понимаю, инициатива заключается еще в том, что организации, которые попадают в этот реестр, будут более часто проверяться. Соответственно, данный реестр будет накладывать на них какие-то ограничения. Логика введения такого рода реестров заключается, как правило, в этом».
По оценке эксперта, малому бизнесу не всегда бывает легко отличить, когда с человеком нужно заключать договор ГПХ, а когда — выходить на трудовые отношения. Процент спора в таких случаях очень высок, даже если в дело вмешивается юрист.
В Минтруде объяснили РБК, что существуют специальные приложения для предпринимателей, которые помогают упростить процесс ведения документов. Но в «Опоре России» настаивают, что это не панацея, за всеми обновлениями Трудового кодекса без отдельного сотрудника все равно не отследить. Business FM направила запрос в министерство труда.